среда, 24 декабря 2014 г.

Много картинок без прогноза на 2015


Все делают прогнозы на 2015 год, испорчу-ка и я людям настроение. Однако же прогнозировать – дело неблагодарное, потому ниже много простых, но наводящих на грустные мыли картинок, без откровений и обещаний того, «как будет».


1. ВВП нашей страны в постоянных ценах очень неплохо корреллирован с ее импортом (как просто товаров, так и товаров и услуг) в текущих и постоянных долларовых цена.

Для сравнения между годами теоретически правильно строить в картинки постоянных долларах, так как приводят покупательную способность выручки к единой единице измерения. Но благодаря тому, что временные интервалы короткие, а инфляция в США небольшая, результаты получаются в целом аналогичными, буду приводить и картинки в текущих ценах.



Данные по ВВП – Росстата, по импорту – ЦБ РФ.

В текущих ценах:
 

В постоянных ценах:



 

2. Наш импорт в среднем за год примерно определялся всегда доступностью валют, т.е. экспортом сырья, лучшим индикатором которого является цена нефти. Однако же и действия Правительства и ЦБ могут его немного корректировать. Государство может потратить резервный фонд и заметно увеличить импорт. Или, наоборот, закупить валюты в резервы, поспособствовав ослаблению рубля. Например, потратив 100 миллиардов долл. при упавших нефтяных ценах можно существенно подправить ВВП, но ценой роста импорта. Одновременно, вывод капитала сокращает и импорт и ВВП. Есть и существенный ненефтегазовый (но тоже по большей части сырьевой) экспорт. Поэтому зависимость от нефти проглядывает, но чуть менее четкая.

В текущих ценах:

В постоянных ценах:




3. Очевидно, что картинки можно совместить.

 В текущих ценах:




В постоянных ценах:


Активность правительства может сдвигать ВВП на пару триллионов постоянных рублей, т.е. 5-7%. Например, потраченные в 2008-2009 г ЗВР и резервный фонд снизили падение ВВП. Но в целом наш ВВП держится в пределах 2000 миллиардов рублей 2008го от нефтяного тренда.

С одной стороны, ну и что? Совпали точки и совпали. Однако эта зависимость имеет экономический смысл - именно такой зависимости мы и ожидаем, если экономика построена вокруг экспорта одной товарной группы. Меняется цена этой товарной группы - прошел нефтяной дождик, и в пустыне расцветает оазис. Мало дождя - оазис сохнет.

С другой стороны мы можем предполагать, что на фоне нефтяного бума произрос какой-то и независящий от сырья и импорта фактор экономики, который просто слился на графике с изменениями цены. Но натурный эксперимент 2009 года показал, что нефтяные цены могут не только развивать экономику, но и резко сокращать ее, причем в точности вдоль траекторий роста.

Никто уже не спорит, что экономика сократится, но до каких размеров? В постоянных ценах 2008 г. нефть сейчас стоит около $55.. смотрим, где лежит точка $55/баррель на диаграмме постоянных цен. Но обоснованием того, что экономика сдвинется именно туда является только опыт 2009го.

Усугубляет ситуацию выплата долгов – наверное, с учетом долгов афиллированных лиц и доброты кредиторов – она дополнительно уменьшит импорт от «равновесия» на сумму до 80 млрд. долл. Распечатка фондов с обеспечением возрастающего при этом спроса на импорт валютными интервенциями, наоборот, добавит к импорту до $100 млрд. долл., подняв соответственно и ВВП. ЦБ еще обещал направить на интервенции 75 млрд. долл… если импорт сможет добраться до 300 млрд. долл. в следующем году (в текущих ценах, $270 в постоянных 2008 г.), то это пока выглядит как очень хороший результат.

Ну и очень-очень важное: экономика обладает инерционностью. Ей требуется время, чтобы приспособиться с новым уровням нефти – это может затянуться на год и больше - так, что «среднее по больнице» скорее стоит воспринимать как двухлетнюю перспективу. По крайней мере, рекордно высокие нефтяные цены 2008го не успели сказаться на экономике должным образом.. с другой стороны 2009 года показал, что посадка может быть и очень быстрой и жесткой. Да и цена на нефть может оказаться не $60, сходить как к более высоким, так и более низким уровням.