Source: http://www.itblogs.ru/blogs/borkus/archive/2008/12/08/_1A04430434043004_-_3804340435043C043A00_-_3D043004370430043404_-_3204_-1998-_38043B043804_-2004_2D0039043F00_.aspx
(С) Владислав Боркус, декабрь 2008
Отдельные товарищи затребовали реальных выводов (предсказаний) по моему анализу ситуации с кризисом. Дело это не благодарное. Одно дело думать за себя, другое дело – всенародный базар, за который отвечать не тянет. С другой стороны без выводов получается тоже как-то невнятно, поэтому приходится исправиться. Но disclaimer - у меня задача была сделать монетарную модельку, которая позволяет «покрутить» ситуацию при разных входных условиях. Мне всего лишь хотелось понять качественную картинку (для себя) – в каких случаях мы упадем по уровню жизни на 20%, а каких на 50% или 80%.
Итак, уровень жизни страны будет зависеть от:
Парадокс в том, что если субъекты хозяйствования будут бороться с кризисом слишком активно, то быстро наступит сильная системная депрессия. Но если не будут бороться, то ЗВР исчезнут за год и катастрофа будет в 2010м. Увы, рост нашего ВВП в последние годы был почти на 100% обеспечивался ростом импорта, так что сокращение импорта неизбежно снизит ВВП. Никакое замещение внутренним производством в ближайший год не поможет. Удержать одновременно уровень жизни и ЗВР не удастся.
Какую цель выберет правительство – непонятно. Если, как рекомендуют монетаристы поставит задачу удержания номинального ВВП в рублях, то нужно компенсировать две вещи: кризисное снижение зарплат и исчезновение потребкредита.
В цифрах все выглядит так.
При нефти $40 выпадающий доход страны в 2009: 250 миллиардов + 100 миллиардов возврат долга = 350 B$ = 10 триллионов. Балансировка с импортом случается благодаря «мировому кризису» сама собой – в основном за счет сокращения инвестпрограмм.
Сокращение инвестпрограмм на 70% дает сокращение импорта оборудования тоже примерно на 70%, т.е. на $70B. Это означает формальнее сокращение ВВП на 70*4,6=320B= 9-9,6 триллиона руб. Цифра примерно согласуется с предположением, что в развитие инвестировалась номинальная прибыль страны в 2008: ((20%=7%рост+13%инфляция)) *40 триллионов=8 триллионов. ) + ежегодный рост долга (3 триллиона руб.) = 11 триллиона. 70% инвестиций составляет около 9 триллионов.
Значит, нас может ждать либо сокращение номинального ВВП, либо реального на 9тр/40тр=22,5%. Это потенциал.
При этом будет достигнут баланс импорта и экспорта, ЗВР будут сокращаться только за счет отдачи долгов и оттока капитала на 100-150B$ и выше.
Как это будет выглядеть для граждан?
В общем расходы населения могут сократиться на от 0 до 3 триллионов [= -2-(3--6)+(2--4)+3]. Но если будут проедены накопления под ноль, то в 2010 году кризис будет еще более мучительным. Прибыльности бизнеса также не ожидается, что значит отсутствие инвестиций в развитие, что экономическая депрессия продлится и на 2010 год.
В условиях сокращения денег граждане будут покупать что подешевле и проще. С-Х и прочие промышленные отрасли продолжат небольшой рост (7-10%), т.е. там объективных предпосылок к падению номинальных зарплат нет. Все, кто работает в сфере услуг -- торговля, телекоммуникации, ИТ, пресса – все пострадают сильнее других.
Что же касается потребительского импорта, то грубо говоря он также связан с потребрасходами (ВВП) как 1/4,6 следовательно должен сократится несильно – миллиардов на $20, 10% от текущих высот ($200B). Изменить это можно только резко переориентировав население на внутренние товары. Это можно сделать тремя способами – либо понизив их относительную в импорту цену, таможенно закрыв часть импорта, либо сделав их более качественными. Но цене трудно конкурировать с китайской продукцией, а по качеству – с европейской.
Можно слегка поиграться с недвижимостью – опустив цены. Но надеяться на сильный эффект не стоит. Строительство и при задранных в небеса ценах создавало всего 1,7 триллиона номинального ВВП, хотя оно обеспечивало спрос на продукцию других отраслей (если 50 млн. квадратных метров * 80 тыс. м2=4 триллиона руб), т.е. на долю строителей приходилось всего процентов 40 доходов.
Самое разумное было — это заблаговременно плавно девальвировать рубль. Но если ставить задачу сохранения жизненного уровня населения, то сильно его опустить невозможно. Возможно будет принято решение рубль девальвировать так, чтобы номинированный в нем ВВП сохранился бы, т.е. на 20%. Корректировать курс на уровни 2004 год и даже ниже при упавшем экспорте естественно надо, хотя бы для наполнения бюджета. Технический прогноз -- медленное движение относительно бивалютной корзины вниз по 30 копеек (1%) в неделю. Месяца 3-4 как минимум, там будет видно. Так что у всех хозяйствующих субъектов будет время сориентироваться.
При нефти порядка $40 толку для ЗВР от подобной девальвации будет немного – они все равно сократятся минимум на $130B. Поэтому снижение курса будет скорее всего одним шагом «в серии борьба с кризисом». В какой-то момент ЦБ может остановиться, даже укрепить рубль – попугать спекулянтов. Накопленный ЗВР выдержит обмен большей части депозитов населения и организаций в валюту. Тем более, что в течение 2009 г. эту валюту им неизбежно придется менять обратно – если захотят сохранить уровень жизни, близкий к 2007 г. Тем более, что население складывает купленную валюту на депозиты, так что $1 можно продавать ему раз по 10. Как минимум на 2009 г. ЗВР хватит почти в любом сценарии, но девальвация рубля нужна для его сохранения за пределы 2009 г.
Конечно, нельзя гарантировать и то, что не найдется горячей головы в нашем правительстве, которая вдруг не примет решение о единовременной печати и раздаче 10 триллионов рублей (может даже, с одновременным запретом на хождение валюты). Курс доллара тогда улетит в небеса, ряд банков рухнет, будет 1998 год, но в общем опять потом быстро начнется рост. Хотя такой сценарий маловероятен.
Теперь о факторе внешней коньюнктуры.
В зависимости от поведения американских и европейских властей ситуация может быть как заметно лучше, так и заметно хуже. Если иностранцы выберут для себя путь Японии образца 1994-го, а пока все развивается именно так, нефть некоторое время будет болтаться в районе $40-60, а у нас внутри все будет как описано выше.. В общем тоже будет японская ситуация. Мы будем проедать накопления, но получим передышку, чтобы адаптироваться для неприятной внешней коньюнктуры в дальнейшем. Потенциал снижения жизненного уровня в 2009 м – это процентов 20-30%.
Если же иностранцы начнут быструю девальвацию/инфляцию, то нефть подрастет сначала до $80, потом до $100, покупательная способность этих денег снизится, но и наш внешний долг обесценится и перестанет вытягивать ресурсы. Думаю, что ЦБ будет девальвировать рубль синхронно с долларом, слегка разгоняя инфляцию. Наша экономика чуть более замкнется на внутреннюю продукцию и внутренние же финансы, но будет жить еще долго без катастроф и даже развиваться. Хотя, население и обеднеет раза в 2, но обеднеет равномерно.
Если же американцы не сумеют удержаться на плаву, сократят потребление и не проведут инфляции, сохранят покупательную способность доллара, то нефть пойдет вниз резко и быстро. Будет $20, может даже ниже. У нас будет абзац. Хотя мне, правда, кажется, что этот сценарий маловероятен –напечатают баксов, поплавают еще годок-другой.
**
В общем, ситуация пока видится так. Я не нашел причин, по которым при нефти $40 будет рост ВВП в2009 г. Удержание его от падения даже при $50 за баррель кажется проблематичным. Этого можно добиться только просадив ЗВР почти полностью. Может я и не прав. В модели масса важнейших параметров почти не поддается оценке. Так что все может повернуться по разному. Но мне кажется, что относительно благополучная жизнь закончилась. Хотя мы и падаем пока в 2004-й, а не в 1998-й.
Ниже дается таблица основных ожиданий и их обоснования (модель). Это оптимистичный сценарий. Не везде обоснования четкие, но других у меня пока нет. Модель имеет открытый исходный код, если можно так выразиться, т.е. вы можете понять что откуда берется. Советую туда заглянуть, а не верить не на слово. Я мог где-то ошибиться в расчете, поэтому дельные замечания, мнения, а также соображения о найденных ошибках очень хотелось бы услышать.
Если в модели не нравятся сделанные предположения – подставляйте свои цифры, будет другой результат.:)
Замечание. Как правильно заметил Visioner данный анализ – технический, он все же просто интерполирует нынешнюю ситуацию, хотя и с коррекцией на типовое кризисное поведение игроков. В модели есть также довольно рискованные предположения.
Еще хотелось было проанализировать действия родного правительства, но на это сил и времени пока нет.
Модель здесь
Published 8 декабря 2008 г. 16:16 by Vlad Borkus Edit
Filed under: Кризис
VladimirS said:Несмотря на огромное количество слов, и явно значительное потраченное на анализ время, все таки не стоит соревноваться в глубине и правдивости анализа с профессионалами.
Лично я ничего нового не прочитал.
А вот в чем можно было бы привнести новое - так это попытаться спрогнозировать что будет у нас в IT, причем по отраслям, в 2009 году. Потому что очевидно что при общем падении где-то будет очень плохо, где то средне, а где то и рост будет.декабря 8, 2008 16:52
Vlad Borkus said:
VladimirS > все таки не стоит соревноваться в глубине и правдивости анализа с профессионалами.
Вера в профессионалов -- вещь великая :) Напомню, что они еще летом единогласно прогнозировали рост РТС к концу года до 3000-3500. Я вот знаком с людьми, которые вложились на уровне 2400 :) А вот сейчас профессионалы прогнозируют разное. Кто щастье, кто горе. Правительство заявляет, например, что никакого падения вообще не будет.
Так что я буду думать своей головой.декабря 8, 2008 17:15
Vlad Borkus said:
VladimirS >Лично я ничего нового не прочитал.
Кстати. Никто тут не брал обязательств сообщать вам что-то новое и развлекать вас. И вместо того, чтобы давать мудрые советы о том, чем мне заниматься, могли бы сами сделать что-то дельное для IT Blogs. Например, написать три строчки в свое Bio, чтобы было понятно, кто вы такой.
декабря 8, 2008 17:26
Denis said:
мда, VladimirS удивил.
не люблю оставлять восторженных комментариев (и кажется ниразу до этого не делал этого), но вот последние постинги Влада мне очень понравились, я пожалуй первый раз вижу анализ, цифры, допущения в одном месте, а не просто "все будет ххх". Еще раз спасибо, мне правда очень понравилось (до сих пор удивляюсь сколько времени занял этот анализ :) )
декабря 8, 2008 23:16
Gilyov said:
Влад, я по диагонали смотрю, но автомобилестоение США , как сильновлиящий фактор на нефть ты не учитываешь?
декабря 9, 2008 7:08
Popov Pavel said:
Влад, спасибо за анализ.
то VladimirS
Можно перечислить профессионалов? ;-)
Да и ковчег построил любитель, а профи построили Титаник. ;-)
декабря 9, 2008 10:17
mgalimov said:
Влад, спасибо. Вопрос, возможно, дурацкий, но все же: Ваш прогноз на товарооборот с Китаем? (Как минимум -- замещение брендовых "европейских" товаров на "нонейм" (во всех сферах), экспорт в Китай (те же ИТ?)). Укрепление Китая вообще в этой ситуации?
декабря 9, 2008 13:50
Vlad Borkus said:
2 Denis
2 Popov Pavel
2 mgalimov
Спасибо за добрые слова/поддержку. А то было обидно. Попробую тогда еще что-то хорошее сделать.
декабря 9, 2008 15:03
Vlad Borkus said:
Gilyov > я по диагонали смотрю, но автомобилестоение США , как сильновлиящий фактор на нефть ты не учитываешь?
Как отдельный фактор -- нет. Мне кажется, что он во многом вообще производный от других проблем. Вот смотрю на раскладку по их ВВП - автомобилестроение у них занимает 0.7% (http://www.bea.gov/industry/gpotables/gpo_action.cfm?anon=81…), Т.е. повлиять может только за счет проблем в сопряженных отраслях. Но вообще весь промышленный сектор -- это 10%. Производят они автомобилей на 500 миллиардов, где-то на 2% общего производства экономики (http://www.bea.gov/industry/gpotables/gpo_action.cfm?anon=81731&table_id=23499&format_type=0)
Для сравнения вклад в ВВП: финансы 11.7%, аренда недвижимости 12,6%, бизнес-сервисы 11,8%. И люди, занятые во всех этих секторах потребляют бензин. Финансовый сектор чихнул -- и потребление сократилось. Уничтожили производство машин -- почти ничего не изменилось, купили японских. И еще соображение: в принципе они машин уже накупили, некоторое время они поездят, новые не особо нужны, а старые вполне будут потреблять бензин.
Но все же в основном цена на нефть давно не определяется реальным спросом, а только спекуляциями. А масштаб колебаний при спекуляциях - доступностью кредита, а его изменения носят циклический характер. Сейчас там фаза кредитного сжатия.
декабря 9, 2008 15:23
Vlad Borkus said:
mgalimov > Ваш прогноз на товарооборот с Китаем?
На цифры не смотрел, поэтому -- только догадки. Мне кажется, что объективно не очень много факторов, которые бы препятствовали его росту.
В позитиве имеем: Люди и компании несколько обеднеют -- будут брать больше дешевого, китайского, а не брэндов. Качество китайских товаров заметно растет год от года -- как потребительских, так и товаров для производства. Из-за сокращения затрат часть производственного цикла (отечественного) выводится в Китай (судя по сообщениям в прессе). Также -- это наш сосед, есть фактор приграничной торговли.
В негативе: рост зарплаты китайского рабочего, возможное укрепление юаня. Но Китай имеет традицию умело управлять курсом.
Повредить этой тенденции может только если брэнды начнут агрессивно снижать цены. Но ресурс у них не очень большой. Снижать цены -- значит уменьшать прибыль, доходы европейского и американского населения. Снижать номинальные зарплаты у них не принято. Если сокращать народ -- то упадут обороты. Остается напечатать денег и добиться девальвации валют, но Китай в ответ тоже может девальвировать юань. Так что особого поля для маневра нет.
декабря 9, 2008 15:41
hymnazix said:
> Куда идем: назад в 1998 или 2004-й?
А может уже сразу в 1917-й? :)
декабря 9, 2008 15:50
Vlad Borkus said:
hymnazix > А может уже сразу в 1917-й? :)
Лучше без этого. Народ жалко.
декабря 9, 2008 16:32
Popov Pavel said:
Кстати, мне текущая ситуация больше напоминает начало 90х , чем 98.
декабря 9, 2008 16:40
hymnazix said:
Vlad Borkus said: Лучше без этого. Народ жалко.
Так его в любом случае жалко :).
декабря 9, 2008 17:00
Vlad Borkus said:
Popov Pavel > Кстати, мне текущая ситуация больше напоминает начало 90х , чем 98.
Да, есть похожести. Долгий вход в кризис, и, возможно, нудный выход из него. В 98-м обвал был мгновенным.
декабря 9, 2008 17:28
Vlad Borkus said:
Небольшое продолжение темы
http://www.itblogs.ru/blogs/borkus/archive/2008/12/09/40485.…
декабря 9, 2008 17:31
Demiurg said:
Влад, спасибо за развернутый аргументированный ответ, но я не про бензин даже, а про влияние на российску экономику,
у меня нет достоверных данных, только что нашел - 40% российских металургических экспортов завязано на американский автопром, т.е. на мой делитантский взгляд, нам наруку, чтобы экспорт сохранить металлов по максимум, ведь перераспределить на китай вряд ли как нефть получиться.
Кстати, я правильно понял, что Мазде "плевать" на кризис? Я про новую тройку, которая стала дороже :)
декабря 9, 2008 18:13
Popov Pavel said:
>Да, есть похожести. Долгий вход в кризис, и, возможно, нудный выход из него. В 98-м обвал был мгновенным.
Еще и уровнем неопределенности. В 98 было все ясно куда бежать, что делать.
декабря 9, 2008 18:14
Vlad Borkus said:
2 Demiurg >т.е. на мой делитантский взгляд, нам наруку, чтобы экспорт сохранить металлов по максимум, ведь перераспределить на китай вряд ли как нефть получиться.
Да, в Китай не получится. Они сами неплохо метталлы производят. Вообще, ничего хорошего тут ждать не приходится -- только развивать внутренний спрос (строительство, машиностроение).
К сожалению, Росстат публикует только агрегированные показатели экспорта, поэтому только приближенные оценки. Но получается, что в 2007 экспортировали почти на 57 миллиардов. В 2004 -- на 36,7. (http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW.exe/Stg/d03/26-08.h…). Цены 2007/2004 по алюминию за это время отличались вдвое (http://www.infomine.com/investment/metalschart.asp?c=aluminu…), по стали тоже где-то в 1,5-2 раза (http://metalprices.com/pubcharts/Public/SteelBenchmarker_Ste…) По золоту колебались... [Т.е. ощущение, что физический объем экспорта не рос]
В начале 2008 года цены были еще выше. В общем, 37 миллиардов -- первый рубеж падения. Если сократить физический экспорт на 30% или хотя бы на 20%, то будет второй рубеж, миллиардов $30, с уровня точно более $60B (полагаю) в 2008 г.
Судя по информации с полей боев, производство автомобилей всех марок падает, но у всех - максимум процентов на 10, а у американцев - уже 30, т.е. их спрос на физические объемы металла тоже пока падает сильно :( Но американский автопром не закроют, как мне кажется. Хотя при их спаде они могут российскую сталь не покупать вовсе.
Насколько я служу по прессе, сокращение физического объема выпуска по всем основным производителям стали -- пока от 10 до 30%. У наших сталелитейщиков вроде бы 30%.
>Кстати, я правильно понял, что Мазде "плевать" на кризис?
НЕ. Цены поднимают все автопроизводители. У нас это объясняют новыми пошлинами... Но это пока. Интересно, как они выдержат испытание реальным спросом..:)
декабря 9, 2008 19:27
Mikhail Elashkin said:
Влад, только добрался до твоего анализа. Оценить могу не очень, но спасибо - интересно и познавательно.
декабря 9, 2008 22:49
Demiurg said:
Я Вам сейчас очень просто объясню, почему дома подорожали к зарплате -
бензин тут ни при чем. Допустим, мы - я, Вы и Хроноскопист летели на
самолете через Тихий океан. В пути мы втроем накушались абсента,
надебоширили, отломали дверь от туалета, и нас за это выкинули в море
через аварийный выход. По счастью, рядом с местом нашего падения
обнаружился маленький безымянный полинезийский остров. Выбравшись на
берег, мы посовещались, и решили считать его новым государством под
названием Соединенные Штаты Абсента (США).
Когда нас выкидывали из самолета, то багажа нам, естественно, не выдали.
Поэтому, всех материальных и нематериальных активов у нас - только
туалетная дверь, которую Вы таки прихватили с собой. И вообще, несмотря
на абсент, Вы у нас оказались самым запасливым - в бумажнике у Вас,
совершенно случайно, обнаружилась банкнота в $100. Таким образом, в
наших США имеются нефинансовые активы - дверь, и финансовые активы, они
же денежная масса - $100. Это все наши сбережения. Поскольку у нас
больше вообще ничего нет, то можно сказать и так - у нас есть один
материальный актив - дверь, обеспеченный денежной массой в $100. Т. е.
наша дверь стоит $100.
Немного протрезвев, мы решаем, что надо как-то обустраиваться. Самый
быстрый из нас оказался Хроноскопист. Он тут же объявил, что создает
банк и готов взять в рост имеющиеся у населения денежные сбережения под
3% годовых - ну не сидится человеку без дела. Вы отдаете ему $100, и он
их записывает в блокнот в статью "Пассивы -> Дипазиты". Но я тоже не
лаптем щи хлебал - зря я что ли столько времени занимаюсь расследованием
экономического мухлежа - я знаю как изъять у Вас и дверь и $100. Я
предлагаю Вам взять Ваши $100 в рост под 5% годовых. Вырываю листик из
своего блокнота и пишу на нем - "Аблегиция на $100 под 5% годовых". Вы
чувствуете, что Вам поперло. Забираете деньги у расстроенного
Хроноскописта с дипазита и отдаете их мне в обмен на мою аблегацию.
Я беру Ваши $100 и кладу их на дипозит в банк обратно обрадованного
Хроноскописта.
По хорошему, на этом можно было бы и успокоиться и пойти всем заняться
делом - пальму потрясти или за моллюсками понырять, снискать себе хлеб
насущный, так сказать. Но Вы ж знаете - я неуемный финансовый гений,
такие пустяки как кокосы и устрицы меня не интересуют. Помыкавшись по
нашему острову - 50 шагов от южного побережья до северного, и 30 с
запада на восток, я придумываю гениальную комбинацию. Я подхожу к Вам и
предлагаю на пустом месте заработать еще 1% годовых. Взять в банке
Хроноскописта кредит под 4%, и купить у меня еще одну аблигацию под 5%.
Вторую аблегацию на $100 я тут же выписываю на блокнотном листике, и
машу ею у Вас перед носом. Недолго думая, Вы бежите в банк и берете
кредит $100 под залог моей первой аблегации на $100. Они там есть - я их
туда положил на дипазит. Вы отдаете мне заемные $100 и прячете вторую
аблегацию к себе в бумажник - теперь у Вас есть моих аблегаций на $200.
А $100 я кладу в банк - теперь у меня там $200 на дипазите. Хроноскопист
аж подпрыгивает от радости - кредитный бизнес попер.
Думаете я на этом остановлюсь? Ага, сейчас - я уже выписал Вам третью
аблегацию. Бегом в банк за кредитом под залог второй аблегации. Ближе к
вечеру, набегавшись по острову с этой сотней баксов и изодрав все
листочки из блокнота на аблегации, мы имеем следующую картину. У Вас на
$5000 моих аблегаций, а у меня на $5000 дипазитов в банке. Теперь, я
чувствую, что пришло время прибрать Вашу дверь к рукам. Я предлагаю
купить ее у Вас за $100. Но Вы вредничаете - дверь-то всего одна, и
заламываете цену в $1000. Ну, $1000 так $1000 - в конце концов у меня на
депозите лежит целых $5000. Я на последнем блокнотном листочке направляю
платежное поручение Хроноскописту, перевести $1000 с моего дипазита на
Ваш, и забираю Вашу дверь.
Если нашу бухгалтерию отдать американскому экономисту с гарвардским
дипломом, он сообщит нам, что наши США располагают $1000 материальных
активов в виде двери, и $10000 финансовых активов в виде аблегаций и
дипазитов. Т. е. что стоимость нашего совокупного имущества увеличилась
за день в 110 раз.
Менее тонкий и образованный человек сказал бы, что мы - три дебила, у
нас как была одна дверь и $100, так и осталось, и что только конченные
дебилы могли целый день рвать листочки из блокнота, вместо того, чтобы
нарвать кокосов. Кто из них прав - решайте сами. Но механизм
относительного роста цен на дома именно такой, что в США, что в Японии,
что в России.
декабря 10, 2008 4:26
Demiurg said:
Влад, может подскажешь, что мешает правительству на каком-нидь бараке написать "а-ля лондонский финансовый центр в Москве" и соответственно устраивать IPO и прочие пионерские игры?
декабря 10, 2008 4:27
Vlad Borkus said:
Demiurg >может подскажешь, что мешает правительству на каком-нидь бараке написать "а-ля лондонский финансовый центр в Москве"
Ничего. Вопрос лишь много ли найдется желающих в них поиграть?
декабря 10, 2008 16:14
Aliona said:
>Правительство заявляет, например, что никакого падения вообще не будет.
Правительство заявляет, что его нет :)
По распоряжению ФСФР падение меньше 8-ми% считается ростом.:)
декабря 10, 2008 16:17
Gilyov said:
Влад, думаю вопрос правильно будет звучать так, найдуться ли желающие купить? Это классический пример спроса и предложения. Т.е. если предложить нечего, то какого наши компании лезут с IPO на лондонскую площадку.
декабря 10, 2008 22:57
(С) Владислав Боркус, декабрь 2008
Отдельные товарищи затребовали реальных выводов (предсказаний) по моему анализу ситуации с кризисом. Дело это не благодарное. Одно дело думать за себя, другое дело – всенародный базар, за который отвечать не тянет. С другой стороны без выводов получается тоже как-то невнятно, поэтому приходится исправиться. Но disclaimer - у меня задача была сделать монетарную модельку, которая позволяет «покрутить» ситуацию при разных входных условиях. Мне всего лишь хотелось понять качественную картинку (для себя) – в каких случаях мы упадем по уровню жизни на 20%, а каких на 50% или 80%.
Итак, уровень жизни страны будет зависеть от:
- Внешних факторов (это банально). Уровня экспорта (т.е. цен на сырье) и доступности внешнего капиталла.
- того, как будут бороться с кризисом предприятия.
- того, как будут с ним попытаются бороться потребители .
Парадокс в том, что если субъекты хозяйствования будут бороться с кризисом слишком активно, то быстро наступит сильная системная депрессия. Но если не будут бороться, то ЗВР исчезнут за год и катастрофа будет в 2010м. Увы, рост нашего ВВП в последние годы был почти на 100% обеспечивался ростом импорта, так что сокращение импорта неизбежно снизит ВВП. Никакое замещение внутренним производством в ближайший год не поможет. Удержать одновременно уровень жизни и ЗВР не удастся.
Какую цель выберет правительство – непонятно. Если, как рекомендуют монетаристы поставит задачу удержания номинального ВВП в рублях, то нужно компенсировать две вещи: кризисное снижение зарплат и исчезновение потребкредита.
В цифрах все выглядит так.
При нефти $40 выпадающий доход страны в 2009: 250 миллиардов + 100 миллиардов возврат долга = 350 B$ = 10 триллионов. Балансировка с импортом случается благодаря «мировому кризису» сама собой – в основном за счет сокращения инвестпрограмм.
Сокращение инвестпрограмм на 70% дает сокращение импорта оборудования тоже примерно на 70%, т.е. на $70B. Это означает формальнее сокращение ВВП на 70*4,6=320B= 9-9,6 триллиона руб. Цифра примерно согласуется с предположением, что в развитие инвестировалась номинальная прибыль страны в 2008: ((20%=7%рост+13%инфляция)) *40 триллионов=8 триллионов. ) + ежегодный рост долга (3 триллиона руб.) = 11 триллиона. 70% инвестиций составляет около 9 триллионов.
Значит, нас может ждать либо сокращение номинального ВВП, либо реального на 9тр/40тр=22,5%. Это потенциал.
При этом будет достигнут баланс импорта и экспорта, ЗВР будут сокращаться только за счет отдачи долгов и оттока капитала на 100-150B$ и выше.
Как это будет выглядеть для граждан?
- В 2009 г. направление движения денег по потребкредитам скорее всего сменит знак – отрицательная разница сальдо (получений и выплат населением) с текущим годом насчитывает порядка 2.1 триллиона руб . ($70B, -5% ВВП).
- Сокращение зарплат. Сокращение фонда зарплат на 5% дает сокращение потребительских расходов на 1,5 триллиона руб. ($50B, 3,75% ВВП). Сокращение фонда з-п на 20% дает потерю потребрасходов 6 триллионов рублей. (-15%ВВП). Заметим, что зарплата будет сокращаться неравномерно – в одних предприятиях на 0%, в других на 40%, в третьих людей просто уволят. При сокращении инвестрасходов, доходов сырьевиков и общий «оптимизации бизнеса» общий фонд заработной платы сократится неизбежно, но на 5% или 20% пока не ясно.
- Люди в ответ будут проедать свои накопления, которых пока 4 триллиона (5,5 с крупными вкладами) – не думаю, что сильно ошибемся, если скажем, что минимум 50% будет проедено (+5%ВВП).
- Частично потребрасходы будут поддержаны бюджетом — 1 триллион запланирован, до 4 триллионов есть в резервном фонде. Но: в бюджет собирается 20% ВВП, т.е. будет недособрано около 2 триллионов руб. Резервный фонд (ЗВР) сократится на 3 триллиона (100B$). Что-то еще могут выделить как новые траты. В общем, расходами бюджета заткнут дыру на триллиона на 3 (7,5% ВВП).
- С точки зрения качества жизни будет влиять еще немонетарный фактор – рост цен на услуги ЖКХ, РЖД, газ, транспорт на 25%. В этих отраслях зарплаты может в итоге кризиса и не уменьшатся, но в других зарплаты сократятся более серьезно, чем могли
В общем расходы населения могут сократиться на от 0 до 3 триллионов [= -2-(3--6)+(2--4)+3]. Но если будут проедены накопления под ноль, то в 2010 году кризис будет еще более мучительным. Прибыльности бизнеса также не ожидается, что значит отсутствие инвестиций в развитие, что экономическая депрессия продлится и на 2010 год.
В условиях сокращения денег граждане будут покупать что подешевле и проще. С-Х и прочие промышленные отрасли продолжат небольшой рост (7-10%), т.е. там объективных предпосылок к падению номинальных зарплат нет. Все, кто работает в сфере услуг -- торговля, телекоммуникации, ИТ, пресса – все пострадают сильнее других.
Что же касается потребительского импорта, то грубо говоря он также связан с потребрасходами (ВВП) как 1/4,6 следовательно должен сократится несильно – миллиардов на $20, 10% от текущих высот ($200B). Изменить это можно только резко переориентировав население на внутренние товары. Это можно сделать тремя способами – либо понизив их относительную в импорту цену, таможенно закрыв часть импорта, либо сделав их более качественными. Но цене трудно конкурировать с китайской продукцией, а по качеству – с европейской.
Можно слегка поиграться с недвижимостью – опустив цены. Но надеяться на сильный эффект не стоит. Строительство и при задранных в небеса ценах создавало всего 1,7 триллиона номинального ВВП, хотя оно обеспечивало спрос на продукцию других отраслей (если 50 млн. квадратных метров * 80 тыс. м2=4 триллиона руб), т.е. на долю строителей приходилось всего процентов 40 доходов.
Самое разумное было — это заблаговременно плавно девальвировать рубль. Но если ставить задачу сохранения жизненного уровня населения, то сильно его опустить невозможно. Возможно будет принято решение рубль девальвировать так, чтобы номинированный в нем ВВП сохранился бы, т.е. на 20%. Корректировать курс на уровни 2004 год и даже ниже при упавшем экспорте естественно надо, хотя бы для наполнения бюджета. Технический прогноз -- медленное движение относительно бивалютной корзины вниз по 30 копеек (1%) в неделю. Месяца 3-4 как минимум, там будет видно. Так что у всех хозяйствующих субъектов будет время сориентироваться.
При нефти порядка $40 толку для ЗВР от подобной девальвации будет немного – они все равно сократятся минимум на $130B. Поэтому снижение курса будет скорее всего одним шагом «в серии борьба с кризисом». В какой-то момент ЦБ может остановиться, даже укрепить рубль – попугать спекулянтов. Накопленный ЗВР выдержит обмен большей части депозитов населения и организаций в валюту. Тем более, что в течение 2009 г. эту валюту им неизбежно придется менять обратно – если захотят сохранить уровень жизни, близкий к 2007 г. Тем более, что население складывает купленную валюту на депозиты, так что $1 можно продавать ему раз по 10. Как минимум на 2009 г. ЗВР хватит почти в любом сценарии, но девальвация рубля нужна для его сохранения за пределы 2009 г.
Конечно, нельзя гарантировать и то, что не найдется горячей головы в нашем правительстве, которая вдруг не примет решение о единовременной печати и раздаче 10 триллионов рублей (может даже, с одновременным запретом на хождение валюты). Курс доллара тогда улетит в небеса, ряд банков рухнет, будет 1998 год, но в общем опять потом быстро начнется рост. Хотя такой сценарий маловероятен.
Теперь о факторе внешней коньюнктуры.
В зависимости от поведения американских и европейских властей ситуация может быть как заметно лучше, так и заметно хуже. Если иностранцы выберут для себя путь Японии образца 1994-го, а пока все развивается именно так, нефть некоторое время будет болтаться в районе $40-60, а у нас внутри все будет как описано выше.. В общем тоже будет японская ситуация. Мы будем проедать накопления, но получим передышку, чтобы адаптироваться для неприятной внешней коньюнктуры в дальнейшем. Потенциал снижения жизненного уровня в 2009 м – это процентов 20-30%.
Если же иностранцы начнут быструю девальвацию/инфляцию, то нефть подрастет сначала до $80, потом до $100, покупательная способность этих денег снизится, но и наш внешний долг обесценится и перестанет вытягивать ресурсы. Думаю, что ЦБ будет девальвировать рубль синхронно с долларом, слегка разгоняя инфляцию. Наша экономика чуть более замкнется на внутреннюю продукцию и внутренние же финансы, но будет жить еще долго без катастроф и даже развиваться. Хотя, население и обеднеет раза в 2, но обеднеет равномерно.
Если же американцы не сумеют удержаться на плаву, сократят потребление и не проведут инфляции, сохранят покупательную способность доллара, то нефть пойдет вниз резко и быстро. Будет $20, может даже ниже. У нас будет абзац. Хотя мне, правда, кажется, что этот сценарий маловероятен –напечатают баксов, поплавают еще годок-другой.
**
В общем, ситуация пока видится так. Я не нашел причин, по которым при нефти $40 будет рост ВВП в2009 г. Удержание его от падения даже при $50 за баррель кажется проблематичным. Этого можно добиться только просадив ЗВР почти полностью. Может я и не прав. В модели масса важнейших параметров почти не поддается оценке. Так что все может повернуться по разному. Но мне кажется, что относительно благополучная жизнь закончилась. Хотя мы и падаем пока в 2004-й, а не в 1998-й.
Ниже дается таблица основных ожиданий и их обоснования (модель). Это оптимистичный сценарий. Не везде обоснования четкие, но других у меня пока нет. Модель имеет открытый исходный код, если можно так выразиться, т.е. вы можете понять что откуда берется. Советую туда заглянуть, а не верить не на слово. Я мог где-то ошибиться в расчете, поэтому дельные замечания, мнения, а также соображения о найденных ошибках очень хотелось бы услышать.
Если в модели не нравятся сделанные предположения – подставляйте свои цифры, будет другой результат.:)
Замечание. Как правильно заметил Visioner данный анализ – технический, он все же просто интерполирует нынешнюю ситуацию, хотя и с коррекцией на типовое кризисное поведение игроков. В модели есть также довольно рискованные предположения.
Еще хотелось было проанализировать действия родного правительства, но на это сил и времени пока нет.
Модель здесь
Published 8 декабря 2008 г. 16:16 by Vlad Borkus Edit
Filed under: Кризис
Comments
VladimirS said:Несмотря на огромное количество слов, и явно значительное потраченное на анализ время, все таки не стоит соревноваться в глубине и правдивости анализа с профессионалами.
Лично я ничего нового не прочитал.
А вот в чем можно было бы привнести новое - так это попытаться спрогнозировать что будет у нас в IT, причем по отраслям, в 2009 году. Потому что очевидно что при общем падении где-то будет очень плохо, где то средне, а где то и рост будет.декабря 8, 2008 16:52
Vlad Borkus said:
VladimirS > все таки не стоит соревноваться в глубине и правдивости анализа с профессионалами.
Вера в профессионалов -- вещь великая :) Напомню, что они еще летом единогласно прогнозировали рост РТС к концу года до 3000-3500. Я вот знаком с людьми, которые вложились на уровне 2400 :) А вот сейчас профессионалы прогнозируют разное. Кто щастье, кто горе. Правительство заявляет, например, что никакого падения вообще не будет.
Так что я буду думать своей головой.декабря 8, 2008 17:15
Vlad Borkus said:
VladimirS >Лично я ничего нового не прочитал.
Кстати. Никто тут не брал обязательств сообщать вам что-то новое и развлекать вас. И вместо того, чтобы давать мудрые советы о том, чем мне заниматься, могли бы сами сделать что-то дельное для IT Blogs. Например, написать три строчки в свое Bio, чтобы было понятно, кто вы такой.
декабря 8, 2008 17:26
Denis said:
мда, VladimirS удивил.
не люблю оставлять восторженных комментариев (и кажется ниразу до этого не делал этого), но вот последние постинги Влада мне очень понравились, я пожалуй первый раз вижу анализ, цифры, допущения в одном месте, а не просто "все будет ххх". Еще раз спасибо, мне правда очень понравилось (до сих пор удивляюсь сколько времени занял этот анализ :) )
декабря 8, 2008 23:16
Gilyov said:
Влад, я по диагонали смотрю, но автомобилестоение США , как сильновлиящий фактор на нефть ты не учитываешь?
декабря 9, 2008 7:08
Popov Pavel said:
Влад, спасибо за анализ.
то VladimirS
Можно перечислить профессионалов? ;-)
Да и ковчег построил любитель, а профи построили Титаник. ;-)
декабря 9, 2008 10:17
mgalimov said:
Влад, спасибо. Вопрос, возможно, дурацкий, но все же: Ваш прогноз на товарооборот с Китаем? (Как минимум -- замещение брендовых "европейских" товаров на "нонейм" (во всех сферах), экспорт в Китай (те же ИТ?)). Укрепление Китая вообще в этой ситуации?
декабря 9, 2008 13:50
Vlad Borkus said:
2 Denis
2 Popov Pavel
2 mgalimov
Спасибо за добрые слова/поддержку. А то было обидно. Попробую тогда еще что-то хорошее сделать.
декабря 9, 2008 15:03
Vlad Borkus said:
Gilyov > я по диагонали смотрю, но автомобилестоение США , как сильновлиящий фактор на нефть ты не учитываешь?
Как отдельный фактор -- нет. Мне кажется, что он во многом вообще производный от других проблем. Вот смотрю на раскладку по их ВВП - автомобилестроение у них занимает 0.7% (http://www.bea.gov/industry/gpotables/gpo_action.cfm?anon=81…), Т.е. повлиять может только за счет проблем в сопряженных отраслях. Но вообще весь промышленный сектор -- это 10%. Производят они автомобилей на 500 миллиардов, где-то на 2% общего производства экономики (http://www.bea.gov/industry/gpotables/gpo_action.cfm?anon=81731&table_id=23499&format_type=0)
Для сравнения вклад в ВВП: финансы 11.7%, аренда недвижимости 12,6%, бизнес-сервисы 11,8%. И люди, занятые во всех этих секторах потребляют бензин. Финансовый сектор чихнул -- и потребление сократилось. Уничтожили производство машин -- почти ничего не изменилось, купили японских. И еще соображение: в принципе они машин уже накупили, некоторое время они поездят, новые не особо нужны, а старые вполне будут потреблять бензин.
Но все же в основном цена на нефть давно не определяется реальным спросом, а только спекуляциями. А масштаб колебаний при спекуляциях - доступностью кредита, а его изменения носят циклический характер. Сейчас там фаза кредитного сжатия.
декабря 9, 2008 15:23
Vlad Borkus said:
mgalimov > Ваш прогноз на товарооборот с Китаем?
На цифры не смотрел, поэтому -- только догадки. Мне кажется, что объективно не очень много факторов, которые бы препятствовали его росту.
В позитиве имеем: Люди и компании несколько обеднеют -- будут брать больше дешевого, китайского, а не брэндов. Качество китайских товаров заметно растет год от года -- как потребительских, так и товаров для производства. Из-за сокращения затрат часть производственного цикла (отечественного) выводится в Китай (судя по сообщениям в прессе). Также -- это наш сосед, есть фактор приграничной торговли.
В негативе: рост зарплаты китайского рабочего, возможное укрепление юаня. Но Китай имеет традицию умело управлять курсом.
Повредить этой тенденции может только если брэнды начнут агрессивно снижать цены. Но ресурс у них не очень большой. Снижать цены -- значит уменьшать прибыль, доходы европейского и американского населения. Снижать номинальные зарплаты у них не принято. Если сокращать народ -- то упадут обороты. Остается напечатать денег и добиться девальвации валют, но Китай в ответ тоже может девальвировать юань. Так что особого поля для маневра нет.
декабря 9, 2008 15:41
hymnazix said:
> Куда идем: назад в 1998 или 2004-й?
А может уже сразу в 1917-й? :)
декабря 9, 2008 15:50
Vlad Borkus said:
hymnazix > А может уже сразу в 1917-й? :)
Лучше без этого. Народ жалко.
декабря 9, 2008 16:32
Popov Pavel said:
Кстати, мне текущая ситуация больше напоминает начало 90х , чем 98.
декабря 9, 2008 16:40
hymnazix said:
Vlad Borkus said: Лучше без этого. Народ жалко.
Так его в любом случае жалко :).
декабря 9, 2008 17:00
Vlad Borkus said:
Popov Pavel > Кстати, мне текущая ситуация больше напоминает начало 90х , чем 98.
Да, есть похожести. Долгий вход в кризис, и, возможно, нудный выход из него. В 98-м обвал был мгновенным.
декабря 9, 2008 17:28
Vlad Borkus said:
Небольшое продолжение темы
http://www.itblogs.ru/blogs/borkus/archive/2008/12/09/40485.…
декабря 9, 2008 17:31
Demiurg said:
Влад, спасибо за развернутый аргументированный ответ, но я не про бензин даже, а про влияние на российску экономику,
у меня нет достоверных данных, только что нашел - 40% российских металургических экспортов завязано на американский автопром, т.е. на мой делитантский взгляд, нам наруку, чтобы экспорт сохранить металлов по максимум, ведь перераспределить на китай вряд ли как нефть получиться.
Кстати, я правильно понял, что Мазде "плевать" на кризис? Я про новую тройку, которая стала дороже :)
декабря 9, 2008 18:13
Popov Pavel said:
>Да, есть похожести. Долгий вход в кризис, и, возможно, нудный выход из него. В 98-м обвал был мгновенным.
Еще и уровнем неопределенности. В 98 было все ясно куда бежать, что делать.
декабря 9, 2008 18:14
Vlad Borkus said:
2 Demiurg >т.е. на мой делитантский взгляд, нам наруку, чтобы экспорт сохранить металлов по максимум, ведь перераспределить на китай вряд ли как нефть получиться.
Да, в Китай не получится. Они сами неплохо метталлы производят. Вообще, ничего хорошего тут ждать не приходится -- только развивать внутренний спрос (строительство, машиностроение).
К сожалению, Росстат публикует только агрегированные показатели экспорта, поэтому только приближенные оценки. Но получается, что в 2007 экспортировали почти на 57 миллиардов. В 2004 -- на 36,7. (http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW.exe/Stg/d03/26-08.h…). Цены 2007/2004 по алюминию за это время отличались вдвое (http://www.infomine.com/investment/metalschart.asp?c=aluminu…), по стали тоже где-то в 1,5-2 раза (http://metalprices.com/pubcharts/Public/SteelBenchmarker_Ste…) По золоту колебались... [Т.е. ощущение, что физический объем экспорта не рос]
В начале 2008 года цены были еще выше. В общем, 37 миллиардов -- первый рубеж падения. Если сократить физический экспорт на 30% или хотя бы на 20%, то будет второй рубеж, миллиардов $30, с уровня точно более $60B (полагаю) в 2008 г.
Судя по информации с полей боев, производство автомобилей всех марок падает, но у всех - максимум процентов на 10, а у американцев - уже 30, т.е. их спрос на физические объемы металла тоже пока падает сильно :( Но американский автопром не закроют, как мне кажется. Хотя при их спаде они могут российскую сталь не покупать вовсе.
Насколько я служу по прессе, сокращение физического объема выпуска по всем основным производителям стали -- пока от 10 до 30%. У наших сталелитейщиков вроде бы 30%.
>Кстати, я правильно понял, что Мазде "плевать" на кризис?
НЕ. Цены поднимают все автопроизводители. У нас это объясняют новыми пошлинами... Но это пока. Интересно, как они выдержат испытание реальным спросом..:)
декабря 9, 2008 19:27
Mikhail Elashkin said:
Влад, только добрался до твоего анализа. Оценить могу не очень, но спасибо - интересно и познавательно.
декабря 9, 2008 22:49
Demiurg said:
Я Вам сейчас очень просто объясню, почему дома подорожали к зарплате -
бензин тут ни при чем. Допустим, мы - я, Вы и Хроноскопист летели на
самолете через Тихий океан. В пути мы втроем накушались абсента,
надебоширили, отломали дверь от туалета, и нас за это выкинули в море
через аварийный выход. По счастью, рядом с местом нашего падения
обнаружился маленький безымянный полинезийский остров. Выбравшись на
берег, мы посовещались, и решили считать его новым государством под
названием Соединенные Штаты Абсента (США).
Когда нас выкидывали из самолета, то багажа нам, естественно, не выдали.
Поэтому, всех материальных и нематериальных активов у нас - только
туалетная дверь, которую Вы таки прихватили с собой. И вообще, несмотря
на абсент, Вы у нас оказались самым запасливым - в бумажнике у Вас,
совершенно случайно, обнаружилась банкнота в $100. Таким образом, в
наших США имеются нефинансовые активы - дверь, и финансовые активы, они
же денежная масса - $100. Это все наши сбережения. Поскольку у нас
больше вообще ничего нет, то можно сказать и так - у нас есть один
материальный актив - дверь, обеспеченный денежной массой в $100. Т. е.
наша дверь стоит $100.
Немного протрезвев, мы решаем, что надо как-то обустраиваться. Самый
быстрый из нас оказался Хроноскопист. Он тут же объявил, что создает
банк и готов взять в рост имеющиеся у населения денежные сбережения под
3% годовых - ну не сидится человеку без дела. Вы отдаете ему $100, и он
их записывает в блокнот в статью "Пассивы -> Дипазиты". Но я тоже не
лаптем щи хлебал - зря я что ли столько времени занимаюсь расследованием
экономического мухлежа - я знаю как изъять у Вас и дверь и $100. Я
предлагаю Вам взять Ваши $100 в рост под 5% годовых. Вырываю листик из
своего блокнота и пишу на нем - "Аблегиция на $100 под 5% годовых". Вы
чувствуете, что Вам поперло. Забираете деньги у расстроенного
Хроноскописта с дипазита и отдаете их мне в обмен на мою аблегацию.
Я беру Ваши $100 и кладу их на дипозит в банк обратно обрадованного
Хроноскописта.
По хорошему, на этом можно было бы и успокоиться и пойти всем заняться
делом - пальму потрясти или за моллюсками понырять, снискать себе хлеб
насущный, так сказать. Но Вы ж знаете - я неуемный финансовый гений,
такие пустяки как кокосы и устрицы меня не интересуют. Помыкавшись по
нашему острову - 50 шагов от южного побережья до северного, и 30 с
запада на восток, я придумываю гениальную комбинацию. Я подхожу к Вам и
предлагаю на пустом месте заработать еще 1% годовых. Взять в банке
Хроноскописта кредит под 4%, и купить у меня еще одну аблигацию под 5%.
Вторую аблегацию на $100 я тут же выписываю на блокнотном листике, и
машу ею у Вас перед носом. Недолго думая, Вы бежите в банк и берете
кредит $100 под залог моей первой аблегации на $100. Они там есть - я их
туда положил на дипазит. Вы отдаете мне заемные $100 и прячете вторую
аблегацию к себе в бумажник - теперь у Вас есть моих аблегаций на $200.
А $100 я кладу в банк - теперь у меня там $200 на дипазите. Хроноскопист
аж подпрыгивает от радости - кредитный бизнес попер.
Думаете я на этом остановлюсь? Ага, сейчас - я уже выписал Вам третью
аблегацию. Бегом в банк за кредитом под залог второй аблегации. Ближе к
вечеру, набегавшись по острову с этой сотней баксов и изодрав все
листочки из блокнота на аблегации, мы имеем следующую картину. У Вас на
$5000 моих аблегаций, а у меня на $5000 дипазитов в банке. Теперь, я
чувствую, что пришло время прибрать Вашу дверь к рукам. Я предлагаю
купить ее у Вас за $100. Но Вы вредничаете - дверь-то всего одна, и
заламываете цену в $1000. Ну, $1000 так $1000 - в конце концов у меня на
депозите лежит целых $5000. Я на последнем блокнотном листочке направляю
платежное поручение Хроноскописту, перевести $1000 с моего дипазита на
Ваш, и забираю Вашу дверь.
Если нашу бухгалтерию отдать американскому экономисту с гарвардским
дипломом, он сообщит нам, что наши США располагают $1000 материальных
активов в виде двери, и $10000 финансовых активов в виде аблегаций и
дипазитов. Т. е. что стоимость нашего совокупного имущества увеличилась
за день в 110 раз.
Менее тонкий и образованный человек сказал бы, что мы - три дебила, у
нас как была одна дверь и $100, так и осталось, и что только конченные
дебилы могли целый день рвать листочки из блокнота, вместо того, чтобы
нарвать кокосов. Кто из них прав - решайте сами. Но механизм
относительного роста цен на дома именно такой, что в США, что в Японии,
что в России.
декабря 10, 2008 4:26
Demiurg said:
Влад, может подскажешь, что мешает правительству на каком-нидь бараке написать "а-ля лондонский финансовый центр в Москве" и соответственно устраивать IPO и прочие пионерские игры?
декабря 10, 2008 4:27
Vlad Borkus said:
Demiurg >может подскажешь, что мешает правительству на каком-нидь бараке написать "а-ля лондонский финансовый центр в Москве"
Ничего. Вопрос лишь много ли найдется желающих в них поиграть?
декабря 10, 2008 16:14
Aliona said:
>Правительство заявляет, например, что никакого падения вообще не будет.
Правительство заявляет, что его нет :)
По распоряжению ФСФР падение меньше 8-ми% считается ростом.:)
декабря 10, 2008 16:17
Gilyov said:
Влад, думаю вопрос правильно будет звучать так, найдуться ли желающие купить? Это классический пример спроса и предложения. Т.е. если предложить нечего, то какого наши компании лезут с IPO на лондонскую площадку.
декабря 10, 2008 22:57
Комментариев нет:
Отправить комментарий