понедельник, 1 августа 2005 г.

WCS-2005-P01. Системы веб-конференций. Типовые возможности



Дата актуальности: август 2005

!Данный материал защищён авторским правом и любое его копирование не допускается.



Анализ систем collaboration позволяет выявить набор качеств, типовых для них. Стоит отметить, что присутствует некоторая размытость границы между системами для совместного использования рабочих экранов и системами мгновенного обмена сообщениями. Ряд программ могут предлагать и те, и другие функции, но другие приложения относятся строго к своему классу.

Некоторые типовые характеристики collaboration-систем сформулированы в таблице.


Характеристика Важность Часто встречающиеся составляющие
Деловые качества

Поддержка совместного использования приложений, удаленный доступ к рабочему столу


В


- Возможность предоставления участникам конференции доступа к одному или нескольким отдельным приложениям. Различаются режимы «только для просмотра» и полноправной работы с удаленным приложением;

- Возможность удаленного доступа к «рабочему столу» в режиме просмотра. А также удаленного управления рабочим столом пользователя (запуск и закрытие приложений, другие операции не выходящие за рамки прав доступа пользователя, участвующего в конференции);

- Возможность организации просмотра прямоугольной области на рабочем столе ведущего конференции;

- Возможность вывода совместно используемого приложения ведущего «на весь экран» у ведомых;

- Быстрое прекращение доступа при возникновении опасного поведения участников (например, при помощи ESC);

- Возможность контроля «слушателем» рабочего стола «докладчика», а также «докладчиком» рабочих столов пользователей;


Функция «грифельной доски» (whiteboard)


В


- Графический редактор для рисования на «доске», доступной одновременно всем участникам конференции;

- Многостраничность «белой доски»;

- Объектное строение (не пиксельное) «белой доски»;


Поддержка чатов


В


- Средства для ведения групповых дискуссий (форумов) в режиме мгновенного обмена сообщениями;

- Средства для общения двух отдельных людей, одновременного с групповой дискуссией;


Совместное использование файлов


- Возможность пересылки файлов от одного участника конференции другим участникам (обмен файлами между пользователями);

- Общие файлы для группы пользователей, участвующей в конференции;


Средства обнаружения присутствия


Пользователь всегда видит, кто из его коллег находится в системе (более характерно для систем IM);


Аудио конференсвязь


- Дуплексная связь через микрофон и динамики компьютера (опционально -- последовательная связь);

- Многосторонний режим взаимодействия

- Использование возможностей телефонной конференцсвязи;


Видео конференцсвязь


- Возможность трансляции в отдельных окнах видео, получаемого с Web-камер на ПК участников конференции;

- Многосторонний режим взаимодействия;


Специальные презентационные возможности


- Возможность формирования и дальнейшего автоматического проигрывания презентаций, включающих слайды, запуск приложений, аудио и видео-комментарии;

- Поддержка полноэкранного режима просмотра презентаций;

- Наличие средств просмотра документов (PowerPoint Viewer и т.п.), которые можно использовать не имея доступа к своему рабочему месту;

- Наличие/отсутствие синхронизации презентации между участниками с каналами разной пропускной способности (все на слайде номер 5, а не один -- на первом, другой -- на десятом);


Способы организации конференции


-Возможность немедленной («мгновенной») организации конференции

- Возможность планирования конференции

- Приглашение по почте

- Связь с календарями


Опросы


- Возможность устраивать голосование среди участников конференции;

- Возможность узнавать «настроение» участников в режиме реального времени;


Сохранение протоколов и результатов конференции


- Сохранение в хранилище данных всех чатов, «грифельной доски» и т.п. в хранилище;

- Возможность доступа к сохраненной информации, повторное «проигрывание» презентации;

- Средства анализа сохраненной информации.

Технологические качества

Способ предоставления


- Предоставление как набор ПО для внутри корпоративного развертывания;

- Предоставление как внешней, арендуемой услуги. (Место расположения хостинг центра).


Тип клиента


- Использование «толстого клиента»;

- Возможность интеграция в Web-страницы для работы через браузер (аплеты, ActiveX);


Интеграция с ПО


В


- Интеграция с Active Directory как репозитория пользователей; возможность использования Active Directory как источника свойств о настройках пользователей системы;

- Различные варианты интеграции с приложениями MS Office (встроенные меню, позволяющие инициировать из программ Office конференции, передача документов Office в конференцию, приглашение к участию через почту и пр.);

- Интеграция с почтой: возможность приглашать участников через электронную почту;


Ограничения


- Ограничение на число участников конференции;

- Глубина цветности при обеспечении доступа;


Поддержка стандартов конференцсвязи


- H.323 для аудио и видеоконференций;

- T.120 консорциума International Telecommunications Union (ITU). Включает T.126 для «грифельных досок», T.127 для передачи файлов, T.128 для совместного использования программ, протокол установки соединения и контроля передачи данных

- SIP (Session Initiation Protocol) для инициации сессий связи;


Интеграция с телекоммуникационными системами


- Возможность подключения к шлюзам H.323 для подключения обычных телефонных участников (телекомпровайдеры и пр.);

- Возможность подключения к шлюзам для обычных видеоконференций (H.323);


Системные требования


- Требования к программно-аппаратному обеспечению;

- Необходимое дополнительное ПО;

Безопасность

Требуемые для работы конфигурация безопасности

В
- Необходимая конфигурация портов брандмауэра (firewall);

- Требуется ли права администратора для доступа пользователей для выполнения задач совместного использования приложений и удаленного доступа к Desktop.


Методы аутентификации


- Аутентификация по паролю на доступ к системе;

- Использование URL конференции и ID участника;

- Использование сертификатов для аутентификации;


Шифрование и сертификаты


- Поддержка шифрования трафика основного трафика сессий, аудио и видео трафика;


Методы разграничения доступа внутри конференции


- Ограничение прав доступа к частям/объектам конференции. Гибкость настройки прав доступа к удаленному Desktop (в NetMeeting только администраторы и члены группы NetMeeting RDS могут обращаться к Desktop удаленно). Возможность разграничения пользователем уровня доступа других пользователей к приложениям, совместно используемым через систему. Передача прав внутри конференции.

- Разделение ролей на инициатора/владельца конференции и ее участников. Управление владельцем конференции правами доступа и возможностями поведения других участников


Использование потенциально небезопасных технологий (ActiveX, Java в браузере)


Возможность работы при отключенных ActiveX и Java;

Организационно-ценовые качества

Российское присутствие


Локализация


Дружественность интерфейса


Ценообразование


Обозначения:

В = Высокий приоритет

Примечание. В перечне рассматриваются только ключевые возможности. Такие вещи, как автоподстройка коэффициента усиления микрофона не считаются важными и игнорируются.