понедельник, 1 августа 2005 г.

WCS-2005-P08. Системы веб-конференций. Microsoft Live Meeting (услуга)

(С) Владислав Боркус

Дата актуальности: август 2005

!Данный материал защищён авторским правом и любое его копирование не допускается.



Анализ услуги Microsoft Live Meeting


Общее описание


Общее впечатление от решения Microsoft -- компания пыталась сделать всеобъемлющее решение, строящееся на принципах организации презентаций в реальном мире. Система позволяет собирать в «виртуальной комнате» много разных объектов для показа -- презентации, файлы, опросы, совместно используемые рабочие столы и приложения, whiteboards и т.п. Между этими объектами докладчик может затем быстро переключаться.

В целом набор возможностей сервиса довольно классический (с небольшими вариациями). Но он реализован с высоким «качеством исполнения».

Функции проведения презентаций очень сильны, особенно в части демонстрации слайдов, их аннотаций, whiteboard. Например, вьюер презентаций позволяет делать анимированные презентации PowerPoint (они грузятся на компьютер слушателя перед началом заседания). Application Sharing и Desktop Sharing также хорошо организованы. Полезна функция опросов и «круглого стола».

Видео и аудио возможностей практически нет (только через интеграцию с традиционными телефонными провайдерами), но они в данном случае заказчику не требовались.

Как показали испытания, Usability услуги -- очень высокая для опытного пользователя Windows.

Из отрицательных черт (с точки зрения безопасности)-- необходимость удаленного хранения контента и транспортировки данных через сервер, находящийся в сторонней организации. Некоторые рекламируемые возможности, такие, как интеграция с внутрикорпоративной службой Active Directory для аутентификации пользователей, теоретически удобны, но не безопасны именно в силу того, что сервер системы расположен неизвестно где. Впрочем, они не обязательны к использованию -- в меру безопасное решение можно организовать и без них.

Не здорово, что практически неизбежно нужно ставить клиентское приложение, что требует прав администрирования.

В продукте много избыточных для поставленной задачи функций -- например, рекламируемая возможность Lobby в данном проекте будет лишь смущать пользователей.

Основные впечатления от тестирования.

В принципе сервис сделан на хорошем уровне. Клиентское приложение в целом удобное, хотя возможностей в нем чересчур много и не всегда легко найти нужный пункт меню или toolbar, запускающий нужное действие. Например, остались неясности с управлением ролями участников -- слушателя можно перевести в разряд докладчиков, но перевести его обратно не удалось. Совместное использование приложений работало, но в тестах достаточно медленно. Были видны примерно 2 секундные задержки даже при небольшой перерисовке экрана (система тестировалась при 256 цветах), задержки более значительны, когда на экране происходят более масштабные изменения. Испытания проводились как на машинах, объединенных ЛВС и подключенных выделенной линией к Интернет, так и двух разнесенных машинах, подключенных к Интернет каналом DSL.

Большая часть функций сервиса работала как заявлено, включая чаты, презентации, опросы. Презентации показывались довольно быстро, и создавалось впечатление, что система вначале загружает их на компьютер пользователя и лишь потом воспроизводит.

Не проверялись возможности, отключенные в пробной версии -- в частности удаленное управление всем рабочим столом в целом. Проверялось только демонстрация рабочего стола удаленному пользователю и получение пользователем контроля над чужим приложением. Передаваемая картинка при разделении приложения -- в целом приемлемого качества.

Нам не понравилось, что Live Meeting отсылает пароль доступа ко встрече в открытом виде по Email, внутри приглашения участнику. Для некоторых встреч этот пароль включается даже в URL встречи, что с точки зрения безопасности совсем неправильно. В отличие от него, продукт WiredRed сообщает по почте только URL конференции, а пароль доступа сообщается другими способами.


Портрет по направлениям



Характеристика


Важность


Часто встречающиеся составляющие

Деловые качества

Поддержка совместного использования приложений, удаленный доступ к рабочему столу


В


Есть возможность демонстрировать содержание окна любого приложения, рабочего стола в целом или его прямоугольного кусочка. Можно передавать контроль над документом или приложением от докладчика удаленному пользователю (Remote Control). Или же передавать докладчику полный контроль над рабочим столом пользователя (Remote Assistance/Remote Desktop Control).



Работа в режиме разделения экрана визуально обозначается. При открытии совместного доступа к приложению, все остальные приложения докладчика блокируются, а desktop затеняется. Доступна только специальная панель управления Live Meeting. На рамке разделяемого приложения появляется соответствующая надпись.



Есть возможность делать снимки экрана (Snapshot). Эти снимки становятся частью объектов конференции. С ее помощью пользователям можно показать кусочек экрана, дать возможность аннотировать его, но не давать им возможности работать c реальным приложением.


Функция «грифельной доски» (whiteboard)


В


Whiteboard имеется. Позволяет рисовать линии,

прямоугольники и другие фигуры.



Есть также инструмент Text slide -- пустая текстовая страница типа Notepad, которую участники конференции могут редактировать, выполнять над ней операции Cope/Paste.


Поддержка чатов


В


Чаты имеются, как общие для всех участников, так и между отдельными участниками.



Есть также инструмент Question Manager для задавания слушателями вопроса, не прерывая выступления оратора. Пока один человек выступает, другой может быть модератором вопросов и быстро отвечать на них. Можно также задавать вопросы докладчику приватно или «на всю комнату». Поддерживается произвольное число модераторов.


Совместное использование файлов





Нет.


Средства обнаружения присутствия





Пользователь всегда видит, кто из его коллег находится в системе.

Есть также инструмент Seating Chart and Mood Indicator, «виртуальный круглый стол», на котором цветом в реальном времени отображается настроение участников (каждый из участник указывает его самостоятельно). Конфигурация кресел за столом определяется на этапе планирования заседания. Большие заседания могут представляться залом с рядами кресел.


Аудио конференсвязь





Есть функция контроля традиционных телефонных конференций, осуществляемых при поддержке нескольких крупных телефонных компаний. Конференция может быть организована так, что участник вводит с консоли управления телефон, на который сервис должен позвонить, или же докладчик может указать телефон других участников, которых сервис должен подключить. У выступающего есть возможность заглушить голоса всех или отдельных участников или же вообще отключить их от конференции.

Как альтернатива традиционным аудио конференциям, функция Internet Audio Broadcast позволяет выступающим передавать VoIP-аудио на ПК других участников.



Многосторонней, дуплексной VoIP конференц-связи нет.


Видео конференцсвязь





Возможностей нет.

От Microsoft Research доступен продукт ConferenceXP предназначенный для многосторонних видеоконфренций, но он пока в стадии бета-тестирования.


Специальные презентационные возможности





Панель Live Meeting Resource List содержит список всех документов, презентаций и интерактивных слайдов, доступных докладчику на консоли Live Meeting. Опция Thumbnail Navigation позволяет просмотреть их уменьшенные изображения.



Есть специальный вьюер файлов PowerPoint, отображающий слайды PowerPoint с полной анимацией и плавными переходами между слайдами.



Document Viewer позволяет просматривать на конференции любой документ, который можно напечатать. Документы сохраняются в виртуальной комнате встреч столь долго, сколько определено политиками безопасности, задаваемыми администратором Live Meeting.



Web slide позволяет проводить туры по Интернет. Докладчик вводит первую URL-ссылку и осуществляет навигацию от нее до нужного ему места сети, после чего он может показать браузер остальным участникам. Браузер становится объектом «виртуальной комнаты» и может быть повторно использован в любой момент.



В системе поддерживается функция аннотирования. Можно рисовать прямо на слайдах, в ходе презентации. Причем делать это сразу несколько докладчиков одновременно. аннотации привязываются к определенным страницам презентации и видны даже на Thumbnail view ее страниц.



Можно также настраивать формат отображения всей презентации, осуществлять переход в полноэкранный режим, а также масштабировать показываемые картинки.



О средствах синхронизации показа слайдов между разными участниками упоминаний в документации нет, но так как презентация заранее грузится на ПК пользователя, то проблем с этим возникнуть не должно (в ходе тестов их не было).


Опросы





Опросы поддерживаются. Их можно создавать заранее в PowerPoint и скрывать до нужного момента. В конце опроса можно посмотреть отчет о голосовании и агрегированные оценки.


Планирование конференции, приглашение к участию





Есть возможность начать конференцию немедленно (MeetNow) или запланировать ее заранее (Schedule Meeting), известив участников по почте. Третий способ (Meeting Lobby) предполагает создание конференции с известным URL, зайдя по которому можно оставлять заявки на участие. Эти заявки потом принимает или нет выступающий. Владельца конференции также уведомят, если кто-то решил поучаствовать, когда конференция уже началась.



Также доступна функция приглашения нового участника (по Email), в том числе в ходе уже начатой конференции. А в какой-то момент можно заблокировать «вход» в виртуальную переговорную новых участников.



Из меню клиентского приложения пользователь может вызвать список доступных ему конференций, а также сделанных им записей предыдущих конференций.


Сохранение протоколов результатов конференции





Live Meeting позволяет сохранять все, что происходило на конференции -- живые демонстрации, заметки, слайды. Эти записи затем можно проигрывать в Windows Media Player.



Все документы презентации хранятся в соответствии с политиками, определенными администратором.



Ведутся статистика того, кто посещал конференции, кто просматривал их записи, и как долго. Отчеты можно экспортировать в формате с разделением запятыми (CSV).

Технологические качества

Способ предоставления





Предоставляется как внешняя услуга.


Тип клиента





Для участия в конференциях необходимо установить клиентское ПО (для этого нужны права администратора).



Имеется также Web-консоль на базе Java-аплета, но судя про проведенным нами тестам, она грузится долго и работает нестабильно.


Интеграция с ПО


В


Есть интеграция с Outlook и Lotus Notes для планирования из него конференций и их немедленного запуска. Из Windows Messenger, MSN Messenger, Word, Excel, PowerPoint, Visio, and Project можно инициировать немедленную встречу.



Есть функция Live Meeting Intranet Portal, входящая в систему. Она позволяет осуществить интеграцию с Microsoft Active Directory, развернутой во внутренней сети заказчика, для автоматизации создания эккаунтов, управления паролями, single-sign on. Стоит однако отметить, что AD располагается в интранет заказчика, а указанный сервис -- на сервере поставщика, т.е. «чувствительные» данные из AD должны передаваться через Интернет.



Интеграция с Outlook 2000 -- в календарях можно автоматом сохранять детали встреч.


Ограничения





Нет значимых ограничений на число участников конференции.

Глубина цветности может быть любой -- от оттенков серого, до 24 битного цвета в зависимости от полосы пропускания пользователя.


Поддержка стандартов конференцсвязи





По всей видимости Live Meeting использует H.323 и T.120, но способен «скрывать» это и тунеллировать данные по протоколу HTTP. Ясности в использовании SIP (Session Initiation Protocol) нет, по всей видимости он не применяется.


Интеграция с телекоммуникационными системами





Производится интеграция на стороне сервера с несколькими главными телефонными провайдерами для организации телефонных конференций -- BT, InterCall или MCI.

Не для России.


Системные требования





Стандартные для современного Windows-клиента

Безопасность

Требуемые для работы конфигурация безопасности


В


Так как весь трафик Live Meeting проходит через центральный сервер, то важны способы взаимодействия клиента и сервера. Они могут быть следующие:

1) Прямое взаимодействие по портам T120 и H323. Наиболее эффективный способ, но требующий открытия соответствующих портов

2) Если в firewall открыты все порты (а не только порт 80) для взаимодействия по HTTP, то возможна переадресация потоков данных через Web-сервер. Переупаковка данных в этом случае минимальна и этот способ почти не оказывает влияния на эффективность системы.

3) Если открыт только порт 80, то сервер пытается «туннелировать» данные через протокол HTTP/порт 80. Это приводит к заметным потерям в производительности и «частым задержкам», как пишет сам вендор.

Система автоматически выбирает оптимальный доступный вариант.


Методы аутентификации





Доступ к конференции может быть ограничен использованием ключей доступа (Meeting Keys) и списков контроля доступа (Access Control Lists), которые требуют от пользователя предъявлять свой ID и пароль. Все пароли сохраняются при помощи односторонней хэш-функции. система устроена так, что календари встреч и расписания не видны не аутентифицированным людям.

Инфраструктура системы требует, чтобы каждое соединение с базой данных или файловым сервером было отдельно аутентифицировано при помощи ID и пароля Live Meeting.



Организаторы могут выбирать из четырех механизмов аутентификации:


  • открытые встречи (Public Sessions). Требуют минимальной безопасности -- только знания их URL или Meeting ID;

  • встречи с ключом (Meeting Key) -- требует знания и Meeting ID и строки ключа (Meeting Key), длиной до 64 символов. Можно задавать правила, определяющие требования к сложности ключа;

  • встречи со списком контроля доступом -- все участники от докладчиков до слушателей сверяются с этими списками для доступа к конференции. Все участники должны предъявить свои user ID и пароль. Организаторы могут таким образом явно указать, кому доступ разрешен. К слушателям и докладчикам могут применяться разные уровни контроля.

  • аутентификация через интеграцию с LDAP и Central Directory Service Integration. При помощи APIs Live Meeting проходит авторизация средствами корпоративной службы каталога в интранет. После этой авторизации, пользователи могут использовать свои учетные записи в Live Meeting.





Шифрование и сертификаты





Трафик сессий шифруется. Для этого применяется SSL Encryption с 128-битным AES (протокол HTTPS).


Методы разграничения доступа внутри конференции





Разделяются участники, докладчики, активные докладчики, организаторы.



Организатору показывается список всех участников конференции, их профиль (как его ввели участники, содержит много данных включая фотографии).



Имеется возможность выделять активного в настоящий момент докладчика (Active Presenter), причем в это время не активные докладчики могут отвечать на вопросы слушателей или управлять участниками. Докладчики могут перевести других участников в категорию докладчиков.



Любой активный докладчик может блокировать произвольную навигацию по контенту другими участниками (Lock Content Navigation), не дав им тем самым, например, пролистывать слайды или страницы документа.



Организатор в любой момент может удалить любого участника, не прерывая хода конференции.



Организатор может выдавать права доступа к объектам презентации -- разделение экрана, использование чата, печать материалов конференции в PDF, задавать вопросы, импортировать документы, пролистывать презентации и самостоятельно просматривать объекты конференции и пр.


Использование потенциально небезопасных технологий (ActiveX, Java в браузере)





Используется устанавливаемое клиентское приложение или Java-аплет.






Дополнения





Докладчики могут задать правила по автоматической загрузке и удалению контента с сервера.



Все материалы, загруженные на сервер рассматриваются как интеллектуальная собственность заказчика. Сотрудники службы имеют ограниченный доступ к ним -- только для диагностических и служебных целей. Список сотрудников, имеющих подобный дсотуп, также ограничен.



Организаторы могут управлять планированием, составом и настройками конференций через онлайновый Web-интерфейс.

Организационно-ценовые качества

Российское присутствие





Представительство компании есть, но для нормальной работы службы необходим ее хостинг в РФ, а его нет


Локализация





Русский не входит в число основных языков системы


Дружественность интерфейса





Хорошее. Качество передаваемого удаленно изображения тоже высокое. Хотя первоначально экран захламлен многими инструментами, их можно все легко убрать из поля видимости. Есть некоторая проблема с поиском нужной функции среди огромного числа доступных.



Бросаются в глаза секундные задержки обновления экрана при совместном использовании приложений. По всей видимости -- результат хостинга сервиса в США. Субъективно аннотирование и whiteboard работают чуть быстрее, вероятно ввиду меньшего объема пересылаемых данных.


Ценообразование





Возможность удаленного контроля рабочего стола поддерживается только более дорогой версией сервиса Live Meeting Professional Edition. Она включает к тому же более развитые возможности администрирования.



Поминутная оплата. Цена для решения при 25 пользователях -- от 35 центов в минуту на каждого участника.