среда, 1 июня 2005 г.

DMS-2005-EPRESSXX. 1C Архив



(C)Владислав Боркус

Дата актуальности: май 2005

!Данный материал защищён авторским правом и любое его копирование не допускается.



Протокол экспресс-анализа системы «1C Архив» фирмы «1С»

(Экспресс-анализ не ставит целью рассмотреть систему во всех деталях. Обычно единственное его назначение - определить необходимость дальнейшего, более углубленного изучения системы. Экспресс-анализ делается под конкретные проектные условия, поэтому его выводы носят весьма не универсальный характер.)



Содержание


[убрать]



Архитектура системы и ее общее описание


Основными назначениями системы «1САрхив» являются централизованное хранение документов и их версий, обеспечение доступа сотрудников к документам для просмотра или редактирования, быстрый поиск информации. «1САрхив» может хранить документы любых типов -- офисные документы, тексты, изображения, аудио и видео файлы, документы систем проектирования, архивы, приложения и т.д. Как утверждает производитель, «1САрхив» чаще всего используют для управления внутренней, организационно-распорядительной документацией и договорами.

В системе «1САрхив» документы хранятся в папках-рубрикаторах. На каждый документ в «1САрхиве» ведется учетно-регистрационная карточка, набор реквизитов которой соответствует ГОСТ Р 6.30-2003 и требованиям ГСДОУ. Состав и расположение реквизитов карточки являются жестко настроенными и не могут быть изменены.

Документы в системе можно создавать на основе заранее сформированных шаблонов, или путем переноса каталогов и файлов с локального или сетевого диска в нужные папки «1САрхива». Поддерживается ввод документов со сканера, в том числе и потоковый, с возможностью автоматического распознавания (OCR версия). Служба распознавания работает на сервере «1САрхива» в фоновом режиме и реализована на основе ABBY FineReader Engine.

В «1САрхиве» пользователи могут обмениваться сообщениями, присоединяя к ним ссылки на документы системы. Предусмотрена отправка документов по электронной почте. С целью упорядочивания работ с документами предусмотрена возможность выдачи поручений и контроля их исполнения.

Для просмотра и редактирования документов «1САрхив» использует соответствующие приложения. Ряд распространенных форматов документов, например, тексты, изображения, RTF-документы, HTML-документы и документы Microsoft Office, можно просматривать непосредственно в «1САрхиве», не переключаясь в другое приложение.

В системе «1САрхив» можно вести учет и регистрацию входящей и исходящей корреспонденции. При этом осуществляется автоматическая генерация сквозных регистрационных номеров.

Система обеспечивает коллективный доступ сотрудников к документам как для просмотра, так и для редактирования. Конфликты при одновременном редактировании документов исключаются благодаря механизму блокировки документов. При редактировании документов их предыдущие версии автоматически сохраняются в «1САрхиве». К любой версии можно вернуться, чтобы узнать кто был ее автором или посмотреть внесенные изменения. Количество хранимых версий документов не ограничено.

Входящие в комплект поставки компоненты позволяют организовать доступ к документам помощью обычных веб-браузеров.

«1САрхив» позволяет искать документы не только по реквизитам учетной карточки, но и по тексту, с учетом морфологии русского языка, т.е. находить любые формы слов, указанных в поисковом выражении. Для морфологического анализа используется "Морфологический модуль и словарь ОРФО. Полнотекстовое индексирование выполняется сервером «1САрхива» в фоновом режиме и поддерживается для документов Microsoft Office, текстовых документов различных типов и кодировок и распознанных изображений. Дополнительной возможностью системы поиска является формирование подборок информации на заданную тему (дайджест).

Каждому объекту «1САрхива» (документу или папке) можно назначить набор прав доступа. Поддерживаются группы пользователей и наследование прав, так, например, документы наследуют права родительской папки. Права ранжируются по девяти критериям -- просмотр, открытие, редактирование, управление версиями, перемещение, право подписи, право изменения прав, создание и удаление. Все действия пользователей, связанные с изменениями объектов «1САрхива» или доступом к ним, протоколируются и могут просматриваться администратором системы.

В состав «1САрхива» входят механизмы интеграции с внешними приложениями, позволяющие, добавить к уже существующим системам функциональность «1САрхива», разрабатывать автоматизированные системы пакетной обработки документов в том числе и потоковой обработки, создавать узкоспециализированные приложения для работы с документами в 1САрхиве, разрабатывать интернет решения для доступа к документальным базам данных.

Вызов функций «1САрхива» можно осуществлять из «1СПредприятия» версий 7.7 и 8.0 (с помощью соответствующий компоненты), из программ написанных на C++, Visual Basic или Delphi, а также из любых других программ с помощью командной строки.


Протокол обследования по направлениям


НазваниеВыявленные свойства или отсутствие важных свойств
Регистрационные формы делопроизводства+ карточки входящих, исходящих, создаваемых документов

+ связи карточек

- карточки заданы жестко и не могут быть изменены
Стандартные контуры делопроизводства и документооборота+ входящие и исходящие

- других нет
Гибкость нумерации документов- можно задавать только номера входящих/исходящих

- механизм нумерации не гибкий
Поддержка словарей и справочников (классификаторы)- не поддерживаются в явном виде
Гибкость ведения журналов документов+- журналы совпадают с папками системы;

Качество поддержки регистрации основных типов делопроизводственных документов+- для входящих поддерживаются все основные возможности, кроме гибкости нумерации и приписывания к делу. Поле подсказки списка контрагентов устроено так, что с ним неудобно работать при накоплении большого числа вариантов выбора. Можно переправить адресату для рассмотрения и вынесения резолюции

+- для входящих поддерживаются все основные возможности, кроме гибкости нумерации и приписыванию к делу. Поле подсказки списка контрагентов устроено так, что с ним неудобно работать при большом числе вариантов выбора. Нельзя поставить на контроль получение ответа

+-создаваемые поддерживаются, но на самом простейшем уровне
Особенности процессов регистрации протоколов заседаний- нет, реализуется вручную, через неструктурированные файлы и стандартные поручения
Возможности ведения «дел» и архивов- возможностей ведения дел нет;

- номенклатура дел не поддерживается;
Организация хранилищаВсе документы хранятся в защищенных файловых папах, а их карточки в базе данных системы.

Для оптимизации хранилища применяется механизм томов (размещения наборов документов в раздельных файловых папках)

- других возможностей нет
Управление документами и связями+- блокировка документа при редактировании;

+ автоматическое сохранение любого числа редакторских версий документа, возврат к любой из них;

+ любые форматы хранения;

- управление данными вне хранилища;

- связывание документов и их версий;

+ многоязычность версий документов в явном виде не поддерживается;

+- иерархические папки (они же и единственный рубрикатор)
Поисковые возможности+ есть довольно развитый поиск по реквизитам;

+- система папок является рубрикатором;

+ поиск полнотекстовый

+ учет морфологии русского

+ виды (подборки) документов

+- рубрикация -- по папкам системы

+- индексирование только в фоновом режиме (не сразу)

+ комментирование документа
Внесение, создание на базе шаблонов+ Внесение в систему готовых документов

+ поддерживается на базе шаблонов Word

- не поддерживается генерация шаблонов на базе заполняемых реквизитами форм

Сканированиеподдерживается по документный и потоковый ввод

используется FineReader
Полнота использования возможностей E-mail- полнофункционального управленческого взаимодействия по E-mail не поддерживается
Взаимодействие по факсу- нет
Сценарии и особенности выдачи поручений- имеются только простые сценарии выдачи поручений, нет отмены поручений, делегирования полномочий, перепоручения и т.п.

- нет ролевого поручения (по должности, подразделению)

+ есть входящие и исходящие поручения

+ есть важность поручения

- нет относительных сроков поручений

- нельзя регулировать кто и кому выдает поручения
Уведомления, напоминания и контроль исполнения поручений+ можно посылать любые уведомления пользователям системы

+- имеются только простые сценарии контроля (через карточки и списки задач пользователя)

+- этапность работ не поддерживается (позволяет лишь измерять выполнение в процентах)

- E-mail практически никак не используется в поручениях

- контроль может осуществляться только пользователем системы

Регистрация состояния документа+ поддерживается текущий статус

- набор статусов ограничен (не включает визирование и пр.)

- нет цепочек связанных документов, кроме как для входящих/исходящих

+ на документ может быть наложена резолюция
Простые маршруты (листы согласования)- нет
Workflow-подобная обработка документа- нет
Возможности протоколирования и генерации отчетов- все действия пользователей протоколируются

- отчеты сводятся к просмотру протоколов действий и почти не настраиваются
Проектные площадки- нет
Функции ECMнет
Использование механизма ролей и специализированных АРМ- ролевой доступ в смысле участия в процессах неточно определенных субъектов отсутствует

+ можно разграничивать права доступа на основе групп

- Нельзя задавать специализорованные АРМ

Полнота использования сведений о штатной оргструктуре в системе- не используется
Безопасность+ права назначаются каждому документу и папке

+ поддерживаются группы пользователей

+ поддерживается наследование прав папок и документов

+ права включают просмотр, открытие, редактирование, управление версиями, + перемещение, право подписи, право изменения прав, создание и удаление

+ все действия с документами протоколируются (аудит действий)

+ устаревание пароля;

- поддержка аутентификации не по паролю;

- поддержка ЭЦП;
Рабочие места (клиентские компоненты) системы+ толстый клиент (полная функуиональность);

+ веб-браузер (просмотр документов);

- выбор языка интерфейса невозможен;

+ кэширование данных на клиенте

+ поддержка ICQ
Интеграция холдинга, репликация данныхцентрализованная архитектура, репликации нет
Архитектура. технологическая основа и ее ограничения* клиент-сервер;

+- собственная (нестандартная) иерархическая СУБД;

+ возможность использования SQL-СУБД;

+- явных ограничений на число и размер документов нет;

- возможностей переноса в ленточный архив нет;

+- все управление централизованное;

- расписания только через программирование API;

+- «большое» число документов

+- формирование распределенных многотомных хранилищ
Открытость системы и средства интеграции+ есть относительно полноценый API;

+ Вызов функций 1САрхива можно осуществлять из 1СПредприятия версий 7.7 и 8.0 (с помощью соответствующий компоненты), из программ написанных на C++, Visual Basic или Delphi, а также из любых других программ с помощью командной строки.

- Web-сервисы не используются;

- интеграции с SAP R/3 нет;
Лицензионная политикане доступа
Свойства поставщика- в основном автоматизация мелких и средних фирм;

- другие приложения производителя не масштабируемы;
Производительность и надежность- не ясна, по косвенным признакам она не может быть высокой
Оценки сложности внедрения- не проводились


Профиль производителя (профиль производителя, партнеры)


1С является стабильной компанией с сотнями клиентами. Компания ориентирована на сектор малого и среднего бизнеса. Основной продукт -- 1С:Предприятие (Бухгалтерия). Как правило архитектура создаваемых решений не масштабируема.


Анализ референтных внедрений


Сведений об успешном использвании «1С Архив» найти не удалось.


Выводы о применимости


Продукт «1САрхив» является коробочным и не настраиваемым. У него есть следующие недостатки:

  • средства делопроизводства не развиты, отсутствует такие важные особенности как поддержка дел, номенклатуры дел, справочников;

  • настройка на другие задачи, такие как подготовка заседаний и регистрация их протоколов отсутствует;

  • нет базовых возможностей документооборота -- согласования документов, workflow и т.п.;

  • возможности в области выдачи и контроля поручений слабые;

  • возможности ролевой работы с системой неразвиты: нет специализированных АРМ, невозможно выдавать поручения ролевым субъектам;

  • продукт ориентирован на работу только на одной площадке, нет средств репликации и т.п.;

  • неясна масштабируемость системы, вероятно, она ориентирована на малые внедрения;

Продукт, по всей видимости, эффективно применять только для упрощения складирования документов и их поиска в отдельной небольшой структуре (например, бухгалтерия).