среда, 1 июня 2005 г.

DMS-2005-EPRESSXX. Евфрат-Документооборот


(C)Олег Форминов, участие: Владислав Боркус

Дата актуальности: май 2005

!Данный материал защищён авторским правом и любое его копирование не допускается.



Протокол экспресс-анализа продуктов «ЕВФРАТ-Документооборот» и «ЕВФРАТ-Архив» фирмы Cognitive Technologies


Содержание


[убрать]


Общие сведения


Основными назначениями системы «ЕВФРАТ-Документооборот» являются хранение документов и их версий, обеспечение доступа сотрудников к документам для просмотра или редактирования, быстрый поиск информации, организация контроля над исполнением поручений и формирование различных отчетов и журналов.

В системе большое внимание уделено сохранению конфиденциальности работы с документами. Для этого всем сотрудникам даются права доступа в соответствии с их должностными обязанностями и статусом в организации. В системе можно формировать пользовательские роли и указывать их вместо конкретных исполнителей, что позволяет организовать работу в режиме временного или постоянного замещения одного сотрудника другим. Протоколирование действий пользователей, криптографическое шифрование и применение ЭЦП при согласовании документов полностью исключает вероятность несанкционированного доступа.

Имеются средства поиска по РКК и полнотекстового поиска, по прикрепленным файлам.

Система контроля исполнения достаточно гибка и позволяет воспроизвести порядок прохождения документа в почти любой организации организации. Это достигается за счет создания параллельных (имеющих нескольких соисполнителей) и последовательных (исполняющихся не одновременно, а друг за другом) поручений, а также подчиненных поручений, исходящих от ответственного исполнителя. Достаточно развита и подсистема уведомлений и напоминаний, в частности, позволяющая контролировать весь процесс прохождения поручения (начало работы над поручением, отправка отчета, изменение сроков, создание подпоручений, особые отметки).

В состав системы «ЕВФРАТ-Документооборот» входят следующие обязательные модули:


  • АРМ Пользователя;

  • АРМ Администратора;

  • Модуль "Графический дизайнер маршрутов" – позволяет проектировать типовые маршруты движения документов в организации;

  • Дизайнер форм -- средство настройки регистрационно-контрольных карточек;

  • Менеджер журналов и отчетов -- средство настройки отчетов;

  • Средства настройки ЭЦП и протоколов действий пользователей.

Дополнительно в систему могут входить:


  • "НТТР-сервер", который дает возможность пользователям получать доступ к документам и поручениям при помощи веб-браузера;

  • "Архивариус", предоставляющий средства автоматизации процессов списания и хранения документов.

Систем документооборота следует концепции единого централизованного хранилища документов. Использует для хранения документов нестандартную иерархическую базу данных «Ника», созданную самой компанией, хотя утверждается возможность функционирования и поверх других СУБД (Oracle, MS SQL, IBM DB/2).

Система «Электронный Архив ЕВФРАТ» по своей функциональности дополняет систему «ЕВФРАТ-Документооборот». «Электронный Архив ЕВФРАТ» позволяет регистрировать и индексировать весь накопленный объем документов, сканировать и распознавать бумажные документы, работать с документами сложной структуры (проводя их классификацию и описание), организовывать и поддерживать резервные копии архива, а также при необходимости осуществлять восстановление данных из резервных копий. Одной из особенностей системы является мощная подсистема ввода и обработки структурированных бумажных документов (анкет, описей, опросных листов, результатов голосования), в том числе с достаточно сложными проверками правильности вводимых данных и их целостности. Для данного проекта ключевыми возможностями «Электронный Архив ЕВФРАТ» является потоковое сканирование документов и возможность работы с структурированными бумажными формами

Существуют две версии архивной системы, «Евфрат @SOHO» и «Евфрат Office», для крупного проекта подходит лишь «Евфрат Office».

Основной проблемой использования «Евфрат Office»является отсутствие сколь-нибудь плотной интеграции между «Евфрат Office» и «ЕВФРАТ-Документооборот», несмотря а то, что они используют одинаковую подсистему хранения документов. В принципе, путем использования открытых API возможность интеграции может быть реализована, однако это заметно усложнит внедрение и повысит стоимость общей системы.

В результате, в дальнейшем при анализе функциональности возможности системы «Евфрат Office» будут рассматриваться в минимальной степени.


Протокол обследования


Название Выявленные свойства или отсутствие важных свойств

Стандартные контуры делопроизводства и документооборота


в системе для описания контуров вводится понятие «потока документов», каждый из которых независим с точки зрения прав доступа к ему.

+ входящие и исходящие

+ общий поток создаваемых внутри организации документов ОРД

+ любые другие, создаваемые администратором (скажем, «Приказы»)


Регистрационные формы делопроизводства


в системе принята концепция, что документ состоит из регистрационной карточки, присоединенных файлов и контрольной карточки

+ карточки входящих, исходящих, создаваемых документов

+ связи карточек

- карточки заданы жестко и не могут быть изменены


Гибкость нумерации документов


+ можно задавать номера по каждому контуру документов

+ механизм нумерации достаточно гибкий, настраиваемый


Поддержка словарей и справочников (классификаторы)


+- поддерживаются при выдаче поручений и поиске документов


Гибкость ведения журналов документов


+ стандартно имеются журналы и отчеты по каждому из потоков (контуров) документов

+ имеется средство генерации шаблонов для любых других типов отчетов и журналов

+ возможно создание общедоступных и локальных (в данном АРМ) журналов/отчетов и




Качество поддержки регистрации основных типов делопроизводственных документов


+ для всех контуров поддерживаются все основные возможности, удобство функционирования на приемлемом уровне


Особенности процессов регистрации протоколов заседаний


- нет, реализуется вручную, через неструктурированные файлы и стандартные поручения


Возможности ведения «дел» и архивов


- возможностей ведения дел нет;

- номенклатура дел не поддерживается;

+ есть средства списания документов в архив (централизованный)

+ есть специфические средства поиска в архиве (по дате списания, по сроку хранения и т.д.)

+ возможен совместный поиск данных по активным и архивным документам

+ архив хранится на отдельном сервере, и обслуживается подсистемой «Архивариус»


Управление документами и связями


+ блокировка документа при редактировании;

-? по-видимому, отсутствует версионность документа (кроме вручную создаваемой путем введения копий документов)

+ любые форматы хранения;

- управление данными вне хранилища;

+ связывание документов («в ответ на», «в замену», «в связи с») и их версий;

- многоязычность версий документов в явном виде не поддерживается;

- нет средств удобной организации больших объемов документов (папки, дела и т.д.)


Поисковые возможности хранилища


+ поиск полнотекстовый

+ учет морфологии русского

+ виды (подборки) документов

+ рубрикация

+ индексирование

+ комментирование документа

+ специфические поля для поиска в архиве

+ есть довольно развитый поиск по реквизитам;


Оптимизация хранилища


-? не ясно


Функции ECM


нет


Сканирование


+ поддерживается подокументный ввод, в том числе с автоматическим распознаванием при переносе образа докуента в окно АРМ


Создание документов на базе шаблонов


+- при помощи общей подсистемы создания электронных форм, иногда оказывающейся излишне мощным средством


Внесение в систему готовых документов


+


Полнота использования возможностей E-mail


+ в системе имеется аналог переписки между пользователями по E-mail

- полнофункционального управленческого взаимодействия по E-mail не поддерживается


Взаимодействие по факсу


- нет


Сценарии и особенности выдачи поручений


+ поддерживаются практически любые типы поручения и управления ими (кроме полного делегирования прав)

+ есть ролевое поручение

+ есть важность поручения

- нет относительных сроков поручений

+ есть четкая организация структуры кто и кому выдает поручения


Уведомления, напоминания и контроль исполнения поручений


+ можно посылать любые уведомления пользователям системы

+ развитые сценарии контроля (через карточки, списки задач пользователя, напоминания и статусы обработки по каждому поручению)

+ этапность работ поддерживается

- есть аналог E-mail при работе с поручениями

- контроль может осуществляться только пользователем системы




Регистрация состояния документа


+ поддерживается текущий статус

-+ набор статусов несколько ограничен (не включает визирование)

+ есть достаточно гибкая связанность документов

+ на документ может быть наложена резолюция


Простые маршруты (листы согласования)


+ поддерживаются любые незамкнутые листы согласования

+ имеется развитое графическое средство дизайна маршрутов согласования, в том числе с применением ролей


Workflow-подобная обработка документа


+- ограничена только согласованием, визированием, исполнением поручений и контролем поручений, однако в этих рамках довольно полна

- отсутствуют циклические структуры маршрутов


Использование механизма ролей и специализированных АРМ


+ролевой доступ в используется при описании функциональных обязанностей и при описании маршрутизации документов

+ функциональная роль регистратор (создает поручения или согласования по

документу, назначает контролера, ответственных исполнителей и

соисполнителей по поручениям согласно резолюции и устным указаниям

руководителя, выбирает для документа маршруты выполнения

поручений или согласований, выполняет связывание документов и

присоединяет файлы документов к регистрационной карточке документа);

+ функциональная роль руководитель (принимает решения по обработке документов и

распределяет работы по документу, налагает резолюции и визирует документы ЭЦП);

+ функциональная роль исполнитель (выполняет поручение по

документу, визирует документы ЭЦП, при выполнении согласований принимает решение по документу: одобрить или отклонить);

+ функциональная роль ответственный исполнитель (создает

подпоручения, визирует документы ЭЦП, при выполнении согласований принимает решение по документу: одобрить или отклонить)

+ функциональная роль контролер (контролирует ход исполнения работ по документу, создает новые поручения и согласования,

переназначает исполнителей по поручениям, изменяет сроки исполнения поручений, прерывает исполнение поручений, возвращает поручения ответственным исполнителям на доработку, снимает поручения с контроля);

+ любой сотрудник, не являющийся контроллером, может контролировать созданные им поручения



+ можно разграничивать права доступа на основе групп

-+ специализированных АРМ (кроме администратора и дизайнеров форм и маршрутов) в комплекте поставки нет – все пользователи используют универсальный АРМ

+ есть средство создания специальных электронных форм (в том числе с развитыми программами на специальном языке скриптов), при помощи которых можно строить довольно сложные специальные АРМ.


Полнота использования сведений о штатной оргструктуре в системе


-+ внешние источники данных не используются, в самой системе создаются справочники оргструктуры и функциональных групп пользователей, между которыми вводятся соответствия


Возможности протоколирования и генерации отчетов


+ все действия пользователей протоколируются

+ стандартные отчеты достаточно гибки

+ есть средства создания собственных отчетов


Проектные площадки


- нет


Безопасность


+ права обычно назначаются по функциональным обязанностям

+ возможно задание прав для отдельных работников

+ при получении поручения автоматически получаются соответствующие временные права на документ

+ поддерживаются группы пользователей

+ все действия с документами протоколируются (аудит действий)

+ устаревание пароля;

+ списание пароля;

+ поддержка ЭЦП;


Рабочие места (клиентские компоненты) системы


+ толстый клиент (полная функциональность);

+ веб-браузер (просмотр поручений, некоторые действия по их исполнению, ответ на сообщения, просмотр документов, некоторая административная работа);

- выбор языка интерфейса невозможен;


Интеграция холдинга, репликация данных


- централизованная архитектура, репликации нет


Архитектура, технологическая основа и ее ограничения


* клиент-сервер;

+- собственная (нестандартная) иерархическая СУБД;

+- заявлена без детализации возможность использования SQL-СУБД Oracle, MS SQL, IBM DB2;

+- явных ограничений на число и размер документов нет;

+ возможностей переноса в ленточный архив при помощи продукта-компаньона;

+- все управление централизованное;

- расписания только через программирование API;

+- «большое» число документов

+- формирование распределенных многотомных хранилищ (средствами системы)


Открытость системы и средства интеграции


+ есть относительно полноценный API;

- Web-сервисы не используются;

- интеграции с SAP R/3 нет;


Лицензионная политика


Отдельно продаются лицензии на сервер и клиент систему «ЕВФРАТ-Документооборот», при этом необходимо приобрести соответствующее число лицензий и на сервер, и на клиента.

Цены за сервер составляют от $100 за однопользовательскую лицензию ($100/место) до $1800 за 51-100-пользовательскую ($18/место), в дальнейшем действуют специальные цены.

Цены за клиента составляют от $199/место за однопользовательскую лицензию до $100/место за 100-пользовательскую, в дальнейшем действуют специальные цены.

Программа работы с архивами «Архивариус» стоит дополнительно $350 долл.



Стоимость системы «Электронный Архив ЕВФРАТ» составляет от $169 за единственную лицензию до $85 на место при числе мест от 51 до 100.




Свойства поставщика


- в основном автоматизация мелких и средних фирм;

- другие приложения производителя не масштабируемы;


Производительность и надежность


- не ясна, по косвенным признакам она не может быть высокой


Оценки сложности внедрения


не проводились



Анализ референтных внедрений


На сайте производителя приведен следующий список внедрений «ЕВФРАТ-Документооборот», содержащий порядка 70 внедрений в разных отраслях экономики.

Одним из крупных внедрений является созданная для Южного Федерального округа разработки совместно с ООО «Интеллект-Информ» на базе «ЕВФРАТ-Документооборот» комплекса автоматизации документооборота для предприятий железнодорожного транспорта «ЕВФРАТ-Документооборот.РЖД». Комплекс отлаживался на базе ОАФ «Северокавказская железная дорога».В рамках пилотного проекта установлено около 50 рабочих мест системы и еще 25 мест подсистемы «Архивариус».

Общее число участников подчиненных СКЖД компаний, планируемых к обслуживанию «ЕВФРАТ-Документооборот.РЖД», составляет около 500.

На ОАО «Негуснефть», ведущем разработку Варынгского нефтяного месторождения, «ЕВФРАТ-Документооборот» была развернута для борьбы с наметившимися в результате роста филиальной сети компании проблемами с согласованием документов. В результате было развернуто централизованное хранилище документов.

ООО «Балттранснефтепродукт» приял решение о б автоматизации документооборота под воздействием нестабильной рыночной обстановки 2000 г. Результатом стало детальная проработка маршрутов передачи документов и создание на их базе схем работы сотрудников, а также интеграция с системой документооборота специализированных приложений. Внедрение всего проекта с момента подписания договора заняло 3 месяца, и велось совместно с компанией DisplayBaltika.

Профиль производителя (профиль производителя, партнеры)

Компания Cognitive Technology является стабильной компанией с сотнями клиентами. Исторически основной сферой деятельности компания являлись системы распознавания, в первую очередь – печатного текста, однако компания одной из первых начала расширять сферу своей деятельности сначала на системы безбумажного хранения и обработки документов, а затем и на полноценные системы документооборота.

Компания разрабатывает и внедряет целый ряд программных продуктов разной ориентации, причем продукты семейства «Еврат» рассматриваются как одни из самых важных. Небезынтересно, что эти продукты получили по результатам сравнения с конкурентами награды от нескольких изданий, в числе которых «РБК», «CIO-Worls», «Экономика и жизнь», «Деловые вести», «Мир ПК», «Комптютер-Пресс», «БОСС» и др.

Компания обладает достаточно разветвленной сетью филиалов и партнеров, способных провести работы по внедрению практически в любой точке СНГ.


Выводы по системе


Продукт «ЕВФРАТ-Документооборот» представляет собой хорошее решение на как по функциональности, так и по стоимости. Более того, компания-производитель готова провести адаптацию продукта под нужды заказчика, что также повышает привлекательность этой СДО.

К недостаткам можно отнести:


  • ориентацию на строго централизованное хранение данных без возможности репликации хранилищ документов;

  • невозможность организации нескольких площадок с канцелярией на базе данного продукта, обменивающихся исчерпывающими данными по стандартным каналам;

  • достаточно плохо организованную работу с большими объемами хранения;

  • несовершенная работа с номенклатурой дел;

  • несовершенная подсистема работы с «бумажными» документами (потоковый ввод реализован плохо стыкуемой отдельной системой, нет учета рассылки бумажных документов);

  • использование нестандартной базы данных с неясными ограничениями по надежности и масштабируемости (заявления производителя о поддержке SQL-СУБД не находят серьезного подтверждения);