(C) Олег Фоминов, редактор: Владислав Боркус
Дата актуальности: май 2005
!Данный материал защищён авторским правом и любое его копирование не допускается.
Протокол экспресс-анализа системы NauDoc фирмы NAUMEN
Внимание! Экспресс-анализ не ставит целью рассмотреть систему во всех деталях. Обычно единственное его назначение - определить необходимость дальнейшего, более углубленного изучения системы. Экспресс-анализ делается под конкретные проектные условия, поэтому его выводы носят весьма не универсальный характер.
|
Архитектура системы и ее общее описание
Система автоматизациибизнес-процессов и электронного документооборота NauDoc российской компании NAUMEN, по мнению ее создателей, предназначена в для поддержки всего документооборота организации, в том числе и канцелярского.
Она позволяет автоматизировать:
- документооборот и делопроизводство (поддерживается все основные функции российской модели работы с документами);
- процессы прохождения документов (в том числе свободное согласование и обсуждение, сложную маршрутизацию с параллельными и последовательными стадиями, подмаршрутами и циклами);
- работу с распоряжениями: назначение, контроль сроков, анализ результатов, исключение возможности утраты;
- контроль исполнительской дисциплины (анализ времени исполнения заданий, результатов исполнения);
- управление знаниями (подсистема поиска данных по РКК и с помощью полнотекстового поиска с учетом словоформ русского языка, возможность связывания логического документов);
- управление нормативной документацией в соответствии с требованиями ISO 9000:2000 (управление временем жизни нормативного документа и замещением старых документов новыми);
- надежное и сравнительно дешевое хранение информации (используется ПО на основе открытых кодов);
- управление внешними и внутренними web-сайтами компании;
- интеграцию с другими приложениями, уже работающими в компании.
Интересной особенностью NauDoc является решение NauDoc: СМК (Система Менеджмента Качества), предназначенное для автоматизации работы с нормативной документацией в соответствии с требованиями ISO 9000:2000. Оно может использоваться в подразделениях и организациях, решающих задачи:
- сертификации СМК на соответствие требованиям ISO, CMM, ГОСТ-Р и т. д.;
- создания базы нормативно-технической документации и управления ею в соответствии с требованиями СМК.
Система NauDoc:СМК позволяет организовать работу с документами в компаниях, не участвующих в процессе сертификации на соответствие требованиям стандартов, но использующих подходы СМК для организации работы с документами.
NauDoc:CMK предоставляет сотрудникам, работающим с документацией (руководитель службы качества, менеджеры по качеству, руководители подразделений, работающих с документацией) необходимый набор инструментов для выполнения следующих задач:
- Создание и ввод в действие документации
- Ввод, хранение и предоставление доступа к документам лицам в соответствии с должностными обязанностями;
- Согласование документа при вводе в действие по маршруту, определенному системой;
- Контроль и хранение истории выполнения всех необходимых процедур при вводе документа в действие.
- Пересмотр, переиздание, изменения к документации
- Автоматические процедуры переиздания, пересмотра и ввода в действие изменений документов.
- Контроль актуальности документации
- Ввод в действие документа взамен действующего с автоматической отменой действия заменяемого документа;
- On-line доступ к действующим нормативным документам;
- Запрет доступа к отмененным нормативным документам;
- Автоматические уведомления пользователей об изменениях конфигурации базы нормативной документации;
- Контроль сроков пересмотра документов;
- Отслеживание зависимостей документов друг от друга(в том числе транзитивных);
- Определение списка документов, подлежащих пересмотру.
- Планирование пересмотров документов
- Определениесроков пересмотра документов, включение в план пересмотра.
Стоимость лицензии типа Enterprise (до 100 пользователей) составляет 21 000 руб + 45 000 руб за модуль взаимодействия с LDAP, стоимость каждого рабочего места – 3000 руб., стоимость модуля взаимодействия с FineReader (включая ABBYY FineReader SE 7.0) для рабочего места составляет 12 600 руб. При числе рабочих мест свыше 100 действуют специальные цены. Стоимость технической поддержки составляет 20% стоимости используемых лицензий в год.
Компания NAUMEN также предлагает интегрируемую с NauDoc систему CRM собственной разработки.
Протокол обследования по направлениям
Подробный анализ системы не проводился, поскольку было выявлено несколько существенных недостатков.
Основной дефект заключается в использованной в NauDoc технологической платформе. Система написана на объектно-ориентированном языке Python, на технологическом ПО ZOPE компании Zope Corporation, предназначенном для создания и управления сложными Интернет-приложениями.
Результатом применения данного подхода являются несколько следствий:
- относительно низкая стоимость системы;
- ориентация на исключительное применение браузера как средства доступа пользователя к системе;
- следование традиции ZOPE, когда все хранимые данные размещаются в дереве файловой системы вместе с файлами-модификаторами.
Все это сближает NauDoc с системами создания сайтов на основе PHP, где отсутствует четкое разграничение данных, процедур, визуального представления и прав доступа. Система ZOPE, несмотря на ее достаточно широкое распространение в мире открытых кодов, является все же скорее высокоразвитой надстройкой над достаточно простыми средствами программирования.
Кроме того, при использовании NauDoc становится невозможно использование систем управления базами данных корпоративного уровня, а также создания распределенной системы документооборота (впрочем, возможно одновременное взаимодействие с несколькими серверами, что, впрочем, не слишком исправляет ситуацию).
Наконец, осуществление взаимодействия с другими корпоративными системами окажется затруднено, поскольку проект ZOPE развивается достаточно изолированно, и не поддерживает современных тенденций в развитии систем документооборота и организации систем класса ECM.
Вызывает сомнение также высокая производительность и надежность NauDoc в случае попытки его использования для организации документооборота в действительно крупной компании, поскольку в его основе лежат системы некорпоративного класса.
Анализ референтных внедрений
На сегодня на базе NauDoc реализовано около 70 проектов, среди них:
Промышленные предприятия:
- ЗАО "Тетра Пак АО" (Москва) http://www.tetrapak.su (новый проект)
- ОАО "Звезда" (Санкт-Петербург)www.zvezda.spb.ru
- ОАО "Кыштымское машиностроительное объединение" (Кыштым) kmz.uu.ru
- ОАО "Уралэлектромедь" (Верхняя Пышма)www.elem.ru
Государственные и муниципальные учреждения
- ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (более 25 городов России) www.gkovd.ru
- ФГУП"Свердловскавтодор" (Екатеринбург)www.sv-avtodor.ru
- МУП "Электросвязь" (Новоуральск) www.novotec.ru
- Верховный совет Приднестровской Молдавской Республики (Молдавия)
- Администрация Костанайской области (Казахстан) www.kostanai.info
Финансовые учреждения и банки
- ООО "Уралинкомбанк" (Екатеринбург) www.uikb.ru
Торговые компании
- "Продресурс-А" (Екатеринбург)
- ТД "Сигма" (Копейск) www.tdsigma.ru
Операторы связи, сервисные компании, ИТ-компании
- Корпорация "ДатаКрат" (Екатеринбург, Новосибирск) www.datakrat.ru
- Компания "ВЫСО" (Москва, Ревда, Норильск, Пермь) www.vyso.ru
- ООО <ТрансГрупп АС> (Братск, Пермь, Новосибирск) www.trgr.ru
- MasterHost (Москва) www.masterhost.ru
- Харьковский филиал "Укртелеком" (Украина) www.kharkiv.ukrtelecom.ua
Энергетика
- ОПФ "Липецкгаз" (Липецк)
Строительство
- ООО "Нова-Групп" (Екатеринбург) www.nova-group.ru
- Корпорация "Социальная инициатива" (Москва) www.comsi.ru
Высшие учебные заведения
- Уральская Государственная Архитектурно-Художественная Академия (Екатеринбург)
- Академия Управления и Предпринимательства (Екатеринбург) www.ame.ru
- Бердянский государственный педагогический университет (Бердянск, Украина) bdpu.org
Анализ данных по этим проектам показал следующее:
- основными причинами выбора решения на базе NauDoc стали низкая стоимость СДО, отсутствие необходимости развертывать СУБД и относительно недорогое оборудование для нее, а также возможность удаленной работы с СДО посредством Web-интерфейса, что особенно удобно учреждениями, имеющим множество мелких филиалов;
- достаточно важным для многих клиентов стали встроенные в систему простейшие средства управления сайтом;
- большинство компаний делало первый выбор СДО, и до этого не имело опыта автоматизации документооборота;
- большинство компаний-клиентов используют достаточно небольшое число пользовательских лицензий NauDoc, самые крупные инсталляции – финансовая корпорация «Социальная инициатива» (подключены 540 сотрудников – не рабочих мест!) и ЗАО «Тетра Пак АО» (планируется подключение 200 сотрудников – не рабочих мест!); обычный размер СДО на базе NauDoc – около 50 пользователей.
Профиль производителя (профиль производителя, партнеры)
Компания NAUMEN была основана в 2001 году, сегодня компания NAUMEN имеет представительства в Екатеринбурге и Москве, а также деловых партнеров в 7 странах СНГ и Европейского Союза. Продукты компании переведены на 7 языков. В 2003 году по итогам рейтинга «Российские информационные и коммуникационные технологии» агентства «Эксперт-РА», в котором приняли крупнейшие ИТ-компании на российском рынке, компания NAUMEN заняла 60-е место.
Особенностью компании является ориентация на использование ПО с открытыми кодами. В частности, компания на базе продуктов Open Source разработала систему электронного документооборота NauDoc, дистанционного обучения NauLearning, управления Интернет- и интранет-сайтами NauSite, CRM и Help Desk системы, Call- и Contact-центры.
Выводы
Продукт NauDoc не подходит для данного проекта по целому ряду причин:
- продукт не является полноценным продуктом корпоративного класса и базируется на подходах, характерных скорее для небольших и средних компаний;
- система не обладает никакими средствами обеспечения повышенной надежности и восстановления после сбоя;
- система опирается на непромышленную СУБД;
- возникают серьезные сомнения с возможности системы обеспечить достаточную производительность на средних и больших хранилищах;
- данная СДО не имеет никаких средств репликации или создания распределенных хранилищ документов;
- отсутствуют средства потокового ввода «бумажных» документов, реализация документооборота с участием цепей «бумажной» переписки крайне примитивна;
- практика работы компании заставляет усомниться в ее способности сделать масштабируемое решение.
Продукт может быть применен только для упрощения складирования документов и их поиска в отдельной небольшой структуре (например, бухгалтерия)