среда, 1 июня 2005 г.

DMS-2005-EPRESSXX. NauDoc


(C) Олег Фоминов, редактор: Владислав Боркус

Дата актуальности: май 2005

!Данный материал защищён авторским правом и любое его копирование не допускается.

Протокол экспресс-анализа системы NauDoc фирмы NAUMEN

Внимание! Экспресс-анализ не ставит целью рассмотреть систему во всех деталях. Обычно единственное его назначение - определить необходимость дальнейшего, более углубленного изучения системы. Экспресс-анализ делается под конкретные проектные условия, поэтому его выводы носят весьма не универсальный характер.


Содержание


[убрать]








Архитектура системы и ее общее описание


Система автоматизациибизнес-процессов и электронного документооборота NauDoc российской компании NAUMEN, по мнению ее создателей, предназначена в для поддержки всего документооборота организации, в том числе и канцелярского.

Она позволяет автоматизировать:


  • документооборот и делопроизводство (поддерживается все основные функции российской модели работы с документами);

  • процессы прохождения документов (в том числе свободное согласование и обсуждение, сложную маршрутизацию с параллельными и последовательными стадиями, подмаршрутами и циклами);

  • работу с распоряжениями: назначение, контроль сроков, анализ результатов, исключение возможности утраты;

  • контроль исполнительской дисциплины (анализ времени исполнения заданий, результатов исполнения);

  • управление знаниями (подсистема поиска данных по РКК и с помощью полнотекстового поиска с учетом словоформ русского языка, возможность связывания логического документов);

  • управление нормативной документацией в соответствии с требованиями ISO 9000:2000 (управление временем жизни нормативного документа и замещением старых документов новыми);

  • надежное и сравнительно дешевое хранение информации (используется ПО на основе открытых кодов);

  • управление внешними и внутренними web-сайтами компании;

  • интеграцию с другими приложениями, уже работающими в компании.

Интересной особенностью NauDoc является решение NauDoc: СМК (Система Менеджмента Качества), предназначенное для автоматизации работы с нормативной документацией в соответствии с требованиями ISO 9000:2000. Оно может использоваться в подразделениях и организациях, решающих задачи:


  • сертификации СМК на соответствие требованиям ISO, CMM, ГОСТ-Р и т. д.;

  • создания базы нормативно-технической документации и управления ею в соответствии с требованиями СМК.

Система NauDoc:СМК позволяет организовать работу с документами в компаниях, не участвующих в процессе сертификации на соответствие требованиям стандартов, но использующих подходы СМК для организации работы с документами.

NauDoc:CMK предоставляет сотрудникам, работающим с документацией (руководитель службы качества, менеджеры по качеству, руководители подразделений, работающих с документацией) необходимый набор инструментов для выполнения следующих задач:


  • Создание и ввод в действие документации

    • Ввод, хранение и предоставление доступа к документам лицам в соответствии с должностными обязанностями;

    • Согласование документа при вводе в действие по маршруту, определенному системой;

    • Контроль и хранение истории выполнения всех необходимых процедур при вводе документа в действие.

  • Пересмотр, переиздание, изменения к документации

    • Автоматические процедуры переиздания, пересмотра и ввода в действие изменений документов.

  • Контроль актуальности документации

    • Ввод в действие документа взамен действующего с автоматической отменой действия заменяемого документа;

    • On-line доступ к действующим нормативным документам;

    • Запрет доступа к отмененным нормативным документам;

    • Автоматические уведомления пользователей об изменениях конфигурации базы нормативной документации;

    • Контроль сроков пересмотра документов;

    • Отслеживание зависимостей документов друг от друга(в том числе транзитивных);

    • Определение списка документов, подлежащих пересмотру.

  • Планирование пересмотров документов

    • Определениесроков пересмотра документов, включение в план пересмотра.

Стоимость лицензии типа Enterprise (до 100 пользователей) составляет 21 000 руб + 45 000 руб за модуль взаимодействия с LDAP, стоимость каждого рабочего места – 3000 руб., стоимость модуля взаимодействия с FineReader (включая ABBYY FineReader SE 7.0) для рабочего места составляет 12 600 руб. При числе рабочих мест свыше 100 действуют специальные цены. Стоимость технической поддержки составляет 20% стоимости используемых лицензий в год.

Компания NAUMEN также предлагает интегрируемую с NauDoc систему CRM собственной разработки.



Протокол обследования по направлениям


Подробный анализ системы не проводился, поскольку было выявлено несколько существенных недостатков.

Основной дефект заключается в использованной в NauDoc технологической платформе. Система написана на объектно-ориентированном языке Python, на технологическом ПО ZOPE компании Zope Corporation, предназначенном для создания и управления сложными Интернет-приложениями.

Результатом применения данного подхода являются несколько следствий:


  • относительно низкая стоимость системы;

  • ориентация на исключительное применение браузера как средства доступа пользователя к системе;

  • следование традиции ZOPE, когда все хранимые данные размещаются в дереве файловой системы вместе с файлами-модификаторами.

Все это сближает NauDoc с системами создания сайтов на основе PHP, где отсутствует четкое разграничение данных, процедур, визуального представления и прав доступа. Система ZOPE, несмотря на ее достаточно широкое распространение в мире открытых кодов, является все же скорее высокоразвитой надстройкой над достаточно простыми средствами программирования.

Кроме того, при использовании NauDoc становится невозможно использование систем управления базами данных корпоративного уровня, а также создания распределенной системы документооборота (впрочем, возможно одновременное взаимодействие с несколькими серверами, что, впрочем, не слишком исправляет ситуацию).

Наконец, осуществление взаимодействия с другими корпоративными системами окажется затруднено, поскольку проект ZOPE развивается достаточно изолированно, и не поддерживает современных тенденций в развитии систем документооборота и организации систем класса ECM.

Вызывает сомнение также высокая производительность и надежность NauDoc в случае попытки его использования для организации документооборота в действительно крупной компании, поскольку в его основе лежат системы некорпоративного класса.



Анализ референтных внедрений


На сегодня на базе NauDoc реализовано около 70 проектов, среди них:

Промышленные предприятия:


  • ЗАО "Тетра Пак АО" (Москва) http://www.tetrapak.su (новый проект)

  • ОАО "Звезда" (Санкт-Петербург)www.zvezda.spb.ru

  • ОАО "Кыштымское машиностроительное объединение" (Кыштым) kmz.uu.ru

  • ОАО "Уралэлектромедь" (Верхняя Пышма)www.elem.ru

Государственные и муниципальные учреждения


  • ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (более 25 городов России) www.gkovd.ru

  • ФГУП"Свердловскавтодор" (Екатеринбург)www.sv-avtodor.ru

  • МУП "Электросвязь" (Новоуральск) www.novotec.ru

  • Верховный совет Приднестровской Молдавской Республики (Молдавия)

  • Администрация Костанайской области (Казахстан) www.kostanai.info

Финансовые учреждения и банки


  • ООО "Уралинкомбанк" (Екатеринбург) www.uikb.ru

Торговые компании


  • "Продресурс-А" (Екатеринбург)

  • ТД "Сигма" (Копейск) www.tdsigma.ru

Операторы связи, сервисные компании, ИТ-компании


  • Корпорация "ДатаКрат" (Екатеринбург, Новосибирск) www.datakrat.ru

  • Компания "ВЫСО" (Москва, Ревда, Норильск, Пермь) www.vyso.ru

  • ООО <ТрансГрупп АС> (Братск, Пермь, Новосибирск) www.trgr.ru

  • MasterHost (Москва) www.masterhost.ru

  • Харьковский филиал "Укртелеком" (Украина) www.kharkiv.ukrtelecom.ua

Энергетика


  • ОПФ "Липецкгаз" (Липецк)

Строительство


  • ООО "Нова-Групп" (Екатеринбург) www.nova-group.ru

  • Корпорация "Социальная инициатива" (Москва) www.comsi.ru

Высшие учебные заведения


  • Уральская Государственная Архитектурно-Художественная Академия (Екатеринбург)

  • Академия Управления и Предпринимательства (Екатеринбург) www.ame.ru

  • Бердянский государственный педагогический университет (Бердянск, Украина) bdpu.org

Анализ данных по этим проектам показал следующее:


  • основными причинами выбора решения на базе NauDoc стали низкая стоимость СДО, отсутствие необходимости развертывать СУБД и относительно недорогое оборудование для нее, а также возможность удаленной работы с СДО посредством Web-интерфейса, что особенно удобно учреждениями, имеющим множество мелких филиалов;

  • достаточно важным для многих клиентов стали встроенные в систему простейшие средства управления сайтом;

  • большинство компаний делало первый выбор СДО, и до этого не имело опыта автоматизации документооборота;

  • большинство компаний-клиентов используют достаточно небольшое число пользовательских лицензий NauDoc, самые крупные инсталляции – финансовая корпорация «Социальная инициатива» (подключены 540 сотрудников – не рабочих мест!) и ЗАО «Тетра Пак АО» (планируется подключение 200 сотрудников – не рабочих мест!); обычный размер СДО на базе NauDoc – около 50 пользователей.

Профиль производителя (профиль производителя, партнеры)

Компания NAUMEN была основана в 2001 году, сегодня компания NAUMEN имеет представительства в Екатеринбурге и Москве, а также деловых партнеров в 7 странах СНГ и Европейского Союза. Продукты компании переведены на 7 языков. В 2003 году по итогам рейтинга «Российские информационные и коммуникационные технологии» агентства «Эксперт-РА», в котором приняли крупнейшие ИТ-компании на российском рынке, компания NAUMEN заняла 60-е место.

Особенностью компании является ориентация на использование ПО с открытыми кодами. В частности, компания на базе продуктов Open Source разработала систему электронного документооборота NauDoc, дистанционного обучения NauLearning, управления Интернет- и интранет-сайтами NauSite, CRM и Help Desk системы, Call- и Contact-центры.



Выводы


Продукт NauDoc не подходит для данного проекта по целому ряду причин:


  • продукт не является полноценным продуктом корпоративного класса и базируется на подходах, характерных скорее для небольших и средних компаний;

  • система не обладает никакими средствами обеспечения повышенной надежности и восстановления после сбоя;

  • система опирается на непромышленную СУБД;

  • возникают серьезные сомнения с возможности системы обеспечить достаточную производительность на средних и больших хранилищах;

  • данная СДО не имеет никаких средств репликации или создания распределенных хранилищ документов;

  • отсутствуют средства потокового ввода «бумажных» документов, реализация документооборота с участием цепей «бумажной» переписки крайне примитивна;

  • практика работы компании заставляет усомниться в ее способности сделать масштабируемое решение.

Продукт может быть применен только для упрощения складирования документов и их поиска в отдельной небольшой структуре (например, бухгалтерия)