среда, 1 июня 2005 г.

DMS-2005-EPRESSXX. IIG Intravert

(C)Владислав Боркус

Дата актуальности: май 2005

!Данный материал защищён авторским правом и любое его копирование не допускается.


Протокол экспресс-анализа продукта IIG Intravert фирмы Info Industries Group

Внимание! Экспресс-анализ не ставит целью рассмотреть систему во всех деталях. Обычно единственное его назначение - определить необходимость дальнейшего, более углубленного изучения системы. Экспресс-анализ делается под конкретные проектные условия, поэтому его выводы носят весьма не универсальный характер.


Содержание


[убрать]






Архитектура системы


IIG Intravert -- это система workflow российского производства. Может быть использована как самостоятельный продукт, а также в качестве платформы для разработки заказных решений с элементами СЭД. Система имеет явный крен в сторону работы с банковскими документами и жестких схем маршрутизации, не имея нормальных средств для «гибкого» контроля и управления.

Базово система оперирует следующими главными сущностями:

Процесс (маршрут, workflow) – имеющая начало и конец последовательность действий по обработке документов. Все документы существуют только «в контексте» процессов; один документ может участвовать в нескольких процессах. Схема процесса определяет последовательность выполнения работ. Могут быть параллельные и последовательные работы, альтернативные последовательности работ (ветвления).

Работа (переход, task) -- один этап по обработке документа в рамках процесса, может иметь продолжительность, описание, собственные атрибуты. Работа может быть либо выполнена, либо не выполнена, промежуточные состояния отсутствуют.

Работа всегда имеет один из предустановленных типов, определяющих характер обработки документов и действия пользователей. Она может выполняться актором или автоматически. Актором может быть конкретный пользователь или любой представитель группы пользователей. Можно также установить правило, на основании которого в наиболее важных случаях из заданной группы будет выбираться кто-то конкретный. Для работы могут быть установлены абсолютное или относительные сроки, режимы уведомления менеджера данного процесса и исполнителей. Каналы для передачи информации настраиваются: электронная почта, возможно SMS. Список работ данного исполнителя с предельными сроками «виден» в календаре-расписании исполнителя.

Узел -- ячейка предприятия, куда workflow передает работу. Процесс состоит из узлов, объединенных связями. Узлы образуют иерархию, соответствующую структуре предприятия. Для каждого узла определяются один или несколько акторов с различными полномочиями. Можно использовать также более сложное понятие «Типа узла» для создания шаблонов процессов в фирмах, где много однотипных подразделений (например, филиалов), в которых исполняются совершенно одинаковые процессы. Соотнесение с конкретными узлами тогда определяется в фазе исполнения процесса параметрами документа, направленного по данному маршруту (например, принадлежностью автора документа к конкретному подразделению).

Документ -- именованная совокупность реквизитов, рассматриваемая как единое целое и подлежащая обработке в ходе процессов. Документы существуют исключительно в рамках процессов. Для документа характерно наличие состояний и правил перехода между состояниями. Эти свойства и состав реквизитов настраиваются в справочнике типов документов. Workflow-процесс переводит документ из одного состояния в другое. Типы документов образуют иерархию: возможно создавать унаследованные типы документов, дополняя их новыми реквизитами. Состояния документов и виды их обработки определяются только для типов верхних уровней, они не могут быть изменены при наследовании. Тип документа может быть агрегацией нескольких типов документов: это означает, что подобный документ имеет реквизиты всех типов и над ним могут быть выполнены действия, предусмотренные для каждого типа.

Актор -- тот, кто может совершать действия в системе: сама система, внешние системы, организации, пользователи.

Объект -- любая сущность, которая может быть использована как реквизит процесса или документа. Объекты ведутся в справочниках и могут образовывать списковые или иерархические структуры (например, «Географические объекты», «Виды валют», «Статьи бюджета» и т.п.)

Продукт предопределяет несколько предопределенных типов работ, которые могут исполняться в процессе:

Квитовка -- поиск и последующая передача для процессинга документа или нескольких документов на основании свойств заданного документа (или документов). Выполняется по настраиваемому алгоритму (например, квитовка счетов и входящих платежей и т.п.).

Процессинг -- обработка документа или нескольких документов внешним бизнес-приложением. При настройке задачи указываются тип процессинга и параметры, с которыми вызывается процессинг во внешнем приложении. Может вызываться пользователем или автоматически. Под процессингом понимается обработка объектов внешними программами (учетными системами, системами планирования ресурсов и т.п.). Бизнес-логика в системе Workflow ограничена маршрутизацией процессов и документов. Система позволяет описывать объект, необходимые дополнительные аргументы процессинга (например, вид проводки и т.п.) и бизнес-интерфейс для взаимодействия со внешними системами, а также осуществлять вызов внешних систем в синхронном и в асинхронном режиме, с изменением статуса документа/процесса в Workflow.

Старт нового процесса -- старт нового процесса в ходе осуществления текущего процесса. Параметры процесса могут копироваться или задаваться вручную.

Утверждение -- обработка документа с возможностью возврата, редактирования и т.п. Выполняется вручную или автоматически (например, по истечению определенного времени).

Маршрутизация -- выбор одной из альтернативных последовательностей задач в рамках процесса. Может осуществляться вручную (пользователем) или автоматически, с учетом текущих реквизитов документа и процесса (в соответствии с настройками маршрутизации).

Визирование «по кругу» -- каждый из акторов, «назначенных» на работу должен ввести свою визу для завершения работы, или виза может быть проставлена автоматически (например, по истечению определенного времени).

Создание нового документа. Здесь возможны варианты -- создание нового документа по существующему (копирование реквизитов в новую форму), создание нового документа в рамках процесса (копирование значений реквизитов из реквизитов процесса в реквизиты документа), новый документ полностью создается пользователем в рамках текущего процесса.

Запускаемые в системе процессы создаются на базе шаблонов. Эти шаблоны могут иметь параметры, задаваемые пользователем. Процессы могут инициироваться вручную или по расписанию. Пользователи могут задавать свои собственные уникальные схему работ (так называемые "нестандартные процессы"), через графический редактор. Эти процессы могут опираться как на прототипы на обычные процессы из библиотек процессов.

Для процессов могут разрабатываться собственные формы, вызываемые на тех или иных этапах.


Интерфейсы системы


Система построена на 3-х уровневой архитектуре с использованием технологии COM+. Используется толстый клиент, но возможно использование и клиента браузерного. В качестве СУБД используется Microsoft SQL Server, или Oracle.

Интерфейс системы состоит из стандартных форм и является настраиваемым. Настройка заключается в формировании интерфейса путем выбора «бизнес-задачи» из справочников и выбора одной из стандартных форм визуализации «задачи».

АРМ пользователя представляет собой место с настроенными под пользователя или их группу иерархией «задач» (рабочих панелей). Рабочие места "присваиваются" пользователям – каждый имеет одно рабочее место. Ведение рабочих мест осуществляется в «задаче ведения АРМ» (справочник), назначение АРМ пользователям осуществляется в «задаче ведения пользователей (справочник)».

Список документов, отображаемых в конкретном случае настраивается как выборка с параметрами в виде набора типов процессов, к которым относятся документы, типов документов, состояний процессов и документов. Список автоматически фильтруется на основании ролей пользователя по отношению к конкретным процессам и экземплярам процессов.

Списки документов, отображаемых в пользовательском интерфейсе, являются линейными. Для них можно настраивать отображаемые в колонках атрибутов. С документами пользователями могут быть выполнены только те действия, которые предусмотрены для них в тех процессах, в которые они «входят».

Аналогичные выборки возможны для формирования панели со списка доступных процессов -- мелких задач, которые может выполнить пользователь. Таким образом, действие в рамках процесса может быть выполнено из панели работы с процессами и из панели работы с документами.

Также возможна настройка панелей вывода справочников, доступных пользователю. Справочники могут быть иерархическими или линейными. Для всех их видов справочников настраиваются поля, выводимые в общем списке (иерархии). Визуальные компоненты для вызова команд ведения справочника (редактировать, удалить, создать) доступны в зависимости от прав и ролей пользователей.


Протокол обследования по направлениям


Название Выявленные свойства или отсутствие важных свойств

Делопроизводство и управленческий документооборот





- Регистрационные формы


- стандартных форм делопроизводства не обнаружено

+ доступность полей форм меняется в зависимости от статуса в деловом процессе

+ есть возможность настраивать формы


- Готовые «контуры» делопроизводства


- в материалах по системе указаний на наличие типовых процессов и форм не обнаружено

+ деловые процессы -- основной функционал, но их нужно создавать вручную


- Особенности нумерации документов


- в материалах по системе указаний на стандартный функционал не обнаружено


- Поддержка словарей и справочников (классификаторы)


- стандартных канцелярских словарей и справочников нет

+ Но система строится на использовании классификаторов (справочников) документов, с возможностью иерархического наследования свойств. Пользователи могут создавать свои справочники и редактировать имеющиеся


- Ведение журналов документов


- в материалах по системе указаний на стандартный функционал не обнаружено


Ведение «дел» и архивов


- в материалах по системе указаний на стандартный функционал не обнаружено


Хранилище электронных документов





- Организация хранилища


* По всей видимости используется реляционное хранилище для всей информации, хотя указаний на это не найдено в документации


- Управление документами и связями


+- связи документов и их версии прослеживаются только в цепочке делового процесса


Поисковые возможности


+- никаких указаний на наличие таких возможностей нет, но наверное, присутствуют в ограниченном объеме

+- есть рубрикаторы, упоминаний о поиске в материалах по продукту не найдено


Ввод/вывод документов





- Внесение документов, шаблоны, экспорт


+ есть возможность вложить в досье процесса/документа/объекта файл внешнего формата через импорт документа, вызова офисного приложения из системы документооборота

- нет макросов для офисных систем для непосредственного сохранения документов в системе

+ возможность открытия документов из досье, с автоматическим запуском соответствующего типу документа приложения (не ясно, есть ли прозрачный импорт новой версии)

+ Возможность отправки по электронной почте

+ Возможность формирования документа из сообщения электронной почты


- Сканирование


- стандартно нет


- E-mail-сервер


+ способен осуществлять оправку сообщений через внешние Email сервера


- Работа с факс-серверами


+ в принципе упоминается как один из возможных каналов передачи


Исполнительская дисциплина





- Сценарии и особенности выдачи поручений


-+ в «свободном полете» поручения не выдаются, только через механизмы workflow


- Уведомления, напоминания


-+ в рамках процессов workflow: о передаче задания исполнителю, о подтверждении приема задания со стороны исполнителя, о просрочке, о завершении работы


- Контроль исполнения поручений


-+ в рамках процессов workflow


Бумажный ДО


- Нет


Движение документа по организации





- Маршруты, определяемые пользователем (листы согласования)


+- есть этап согласования с очень ограниченным набором свойств, как элемент типового маршрута


- Workflow-подобная обработка документа (программирование деловых процессов)


+ довольно разветвленный механизм workflow -- основа системы.

+ изменение состояния документа регистрируется, отслеживаются связи по процессу.

+ Имеется возможности для разного рода этапов работы с документами (редактирование, визирование, утверждение), ветвлений, циклов, параллельных и последовательных и пр.

+ Есть возможность подстройки шаблонного процесса через формы на этапе исполнения.

+ Есть возможность передачи документа на обработку во внешние системы.

+ Есть графический редактор процессов, хотя на вид не очень эстетичный.

+ Число документов в цепочке может меняться

- Стандартной привязки к делопроизводству нет


Отчеты


+- Декларируется наличие генератора отчетов и средств настройки отчетов, состав их функционала не ясен


Проектные площадки


- нет


Функции Enterprise Content Management


- нет


Ролевые механизмы и оргструктуры


+ Роли поддерживаются в рамках workflow

+ Права пользователя определяется как сумма его ролей

+ Есть механизм временной передача полномочий

- Разные типы оргструктур, по коссвенным признакам не поддерживаются

.+ Доступ к задачам – путем назначения пользователю АРМ, содержащего конкретный состав разрешенных задач


Безопасность





- Контроль доступа


+ Доступ к документам и процессам – через установление соответствия между ролями в процессах и акторами (или общесистемными ролями, например, в процессе «Бюджетные расходы» роль «Окончательное санкционирование» выполняет любой пользователь из группы (общесистемной роли) «Финансовые менеджеры»). Предусмотрены следующие уровни доступа: Чтение, Редактирование, Ведение (с возможностью удаления)

+ Можно задавать права на акторов (включая подразделения, компании и т.п.) – путем установления соответствия между акторами и пользователями (или их группами- общесистемными ролями). Существуют следующие уровни доступа: Чтение, Ведение, Назначение прав

+ права распределяются на базе групп доступа, разрешения доступа к процессам, привязки пользователей к ролям в процессах, права по ролям суммируются, доступ на классы объектов. Уровни доступа -- чтение, редактирование, установка прав доступа.

+ Права одного пользователя могут быть присвоены другому пользователю, в т.ч. на указанный период (замещение).


- Шифрование


- только через дополнительную настройку на внешние продукты


- Применение ЭЦП


- только через дополнительную настройку на внешние продукты


Рабочие места системы


+- функции АРМ меняются от задачи и прав пользователя, но АРМов делопроизводителя (архивного работника нет)

+ есть полноценный толстый клиент

+ есть упрощенная версия для браузера

+ возможность создать документ из сообщения Email, послать документ по E-mail, но участие Email пользователя в процессе согласования стандартно не автоматизировано

+ интеграция с офисными приложениями декларируется, но как реализована непонятно из документов


Сквозной документооборот холдинга, особенности репликации данных


- в стандартной поставке нет. Есть продукт IIG CarryLine для обеспечения распределенной работы компонентов системы. Насколько сложно построить распределенную систему его помощью ясности нет. Практика других систем показывает, что эта задача -- не тривиальна.


Архитектура и технологичность системы





- Технологическая основа и ограничения


SQL Server, COM+

На базе Windows Server


- Открытость системы и средства интеграции


Поддерживаются каналы обмена информацией: через файловую систему, факс (отправка документа по факсу), электронная почта, SWIFT

+ Любой объект системы экспортируется в едином XML-формате

+ передача информации с внешними системами на той же платформе "оформляется" как отдельная работа в схеме процесса

Дополнительно, могут быть разработаны и настроены другие форматы экспорта (txt, dbf и т.п.). Для каждого стандартного формата разрабатывается единый подход, который позволяет использовать единые процедуры для формирования документа; настройка ограничивается установлением соответствия между полями в документе и реквизитами объекта.
Могут назначаться различные параметры (ключи, пароли, файлы ключей и т.п.) для различных каналов передачи


- Производительность и надежность


не установлена


Лицензионная политика


все определяется под заказ


Свойства поставщика


небольшая программистская компания,


Косвенные оценки сложности внедрения


требуется разработка всей канцелярской части, пристыковка полноценного хранилища документов



Анализ референтных внедрений


Сведений об успешном внедрении системы где-либо не найдено.


Профиль компании


IIG (Info Industries Group) является разработчиком, поставщиком и интегратором программных решений, реализующим проекты по созданию информационных систем "под ключ". Компания реализовала 50 проектов. Среди них – разработка, внедрение и поддержка систем комплексной автоматизации бизнеса (банки, предприятия, торговые организации и др.), Internet / Intranet решения, систем информационной безопасности, а также управленческий и IT-консалтинг. Представляется, что СДОУ не занимают первое место в этом списке.

Другие продукты компании:


  • IIG Extravert/XML - Платформа автоматизации бизнес-процессов

  • IIG FS - универсальный инструмент для построения Internet/Intranet систем.

  • IIG BJet - Автоматизация планирования и контроля исполнения бюджетов организации.

  • IIG SmartLogon - Защита информации и контроль доступа.

Анализ списка проектов, выполненных компанией, показывает, что большинство из них касаются либо консалтинга по системам отчетности, либо построения интранет- и интернет-сайтов. Система ДО использовалась только однажды, и то для организации процессов подготовки документов для интранент-сайта. В общем, предложенное решение -- нишевое.


Выводы


В итоге изучения открытых материалов по продукту можно сделать следующие выводы:


  • В системе работа с документами построена вокруг метафоры workflow, т.е. деловых процессов. Крен в эту сторону представляется довольно значительным, т.к. для реального управления документами необходимы еще средства работы с хранилищем документов. В документации по системе стороной обходится вопрос о наличии хранилища документов и говорится о большей важности workflow, что позволяет предположить, что полноценного хранилища нет. Это допустимо пока документов мало или они специфического характера и не требуется их архивное хранение.

  • Система исповедует очень жесткий подход к распределению прав на участие в цикле документооборота, часто не эффективный на обычных предприятиях.

  • Исполнительская дисциплина и пр. -- в основном на базе механизмов workflow, однако в реальной жизни требуются еще и средсва директивнлй выдачи и контроля поручений.

  • Не найдено указаний на средства создания территориально-распределенного документооборота в холдинге.

  • Не найдено указаний на готовые канцелярские контуры. Даже с учетом того, что такие контуры дорабатываются на заказ, наличие готового функционала существенно повышает скорость работ и качестве результата. Анализ системы показывает, что она больше ориентирована на обработку потоков банковских платежных документов, а не обычный документооборот.

  • Система не опробована на практике для обычного ДО.

  • Представленные материалы заставляют усомниться в эргономике системы.

  • Вендор является малой компанией, без наработанной пока репутации в области электронного документооборота.