среда, 1 июня 2005 г.

DMS-2005-EPRESSXX. ЦМД-Софт DocOffice

Автор: Владислав Боркус

Дата актуальности: май 2005

!Данный материал защищён авторским правом и любое его копирование не допускается.


Протокол экспресс-анализ продукта DocOffice фирмы «ЦМД-Софт»

Внимание! Экспресс-анализ не ставит целью рассмотреть систему во всех деталях. Обычно единственное его назначение - определить необходимость дальнейшего, более углубленного изучения системы. Экспресс-анализ делается под конкретные проектные условия, поэтому его выводы носят весьма не универсальный характер.


Содержание


[убрать]


Общее описание


DocOffice предназначен для автоматизации регистрации, учёта, контроля движения и хранения документов, входящих, внутренних или исходящих из организации. Вендор рекомендует его организациям, документооборот которых составляет от 200 до 10 тысяч документов в месяц и более.

Продукт обеспечивает унифицированный учёт всех входящих и исходящих документов, их движения между подразделениями и сотрудниками, поиск места нахождения любого документа по реквизитам, а также наложение резолюций и контроль исполнения поручений. Обеспечивается учет взаимосвязей и взаимозависимостей между документами, хранение документов частого обращения в электронном (отсканированном или ином) виде. Он обеспечивает выдачу отчётов о регистрации, движении или нахождении на рабочих местах документов, отобранных по различным критериям.

Все документы учитываются в единой базе данных продукта (централизованный учет) и имеют стандартный набор атрибутов, независимо от типа, доступных для заполнения с любого рабочего места (унифицированный учет).

Поддерживается поиск документов по атрибутам карточки, составление отчетов, печать журналов, актов и т.п., контроль доступа к документам, наложение и контроль резолюций, определение возможных маршрутов обработки документов определенного типа.

DocOffice может интегрироваться с другими системами, ориентированными на обработку документов, благодаря открытому интерфейсу.

Связь удаленных филиалов реализуется через почтово-криптографическую подстстему, обеспечивающую защиту информации с применением Системы криптографической защиты информации (СКЗИ) "Верба", сертифицированной ФАПСИ России. Масштабируемость достигается параллельной обработкой электронных документов различных типов, а также документов, поступающих от разных групп отправителей.

Функция хранилища электронных документов и архива реализуется отдельным продуктов, интегрируемым с системой ДО, «Информационно-справочной системой» (ИСС). Она позволяет хранить иерархически-структурированные документы, набор полей которых проектируется администратором. Используя электронный каталог, пользователь получает возможность не только находить документы, просматривать их содержание и сканированные образы, но и видеть взаимную обусловленность и семантическую связь различных документов и сведений.

Пользователь самостоятельно, без участия программистов, может уточнять структуры данных, создавать новые типы документов. Система без дополнительной настройки обеспечит возможность редактирования уточненных и новых структур информации за счет использования динамических форм и отчетов. ИСС позволяет структурно хранить не только формализованное содержание документов и сведений, но и файлы любых форматов, включая сканированные изображения документов.

Система опирается на MS SQL Server.


Состав продуктовой линейки (основные модули решения)


Модуль Функция

Комплекс документооборота (КДО) “DocOffice ”


Автоматизации регистрации, учёта, контроля движения и хранения документов, входящих, внутренних или исходящих из организации.


Почтово-криптографическая система


Передача от географически удаленных клиентов и филиалов электронные формализованные документы для последующей автоматизированной обработки в центральном хранилище данных.


Информационно-справочная система (ИСС)


Программный комплекс, предназначенный для создания и ведения структурированных архивов документов и сведений. Имеет аналитический компонент, позволяющий выявлять типовые связи между документами




Протокол обследования по направлениям

Название Выявленные свойства или отсутствие важных свойств

Регистрационные формы делопроизводства


+- использование унифицированной карточек для всех документов

+ возможность редактировать карточку (проектировать новые)

- наличие в РКК выбора маршрута согласования документа


Готовые контуры делопроизводства и документооборота


+ для вхоящих/исходящих

+ документы банковско-финансовой сферы

- протоколы заседаний и т.п

- другие


Гибкость нумерации документов


+автоматическая нумерация документов

+- возможность настройки нумерации

- ручная нумерация

- номера документов не могут могут содержать номера дел


Поддержка словарей и справочников (классификаторы)


+ справочник пользователей

+ справочник контрагентов (одноуровневый)

+ категории по видам деятельности

+ оргструктура

+ формы документов

+ носители информации

+ стандартные сроки обработки документов

+ категории документов

+ маршруты

+ подшивки

+ помощники

+ справочник эмитентов

+ справочник типов связей между документами

+ справочник принадлежности сотрудников подразделениям

+ справочник поручений по резолюциям

+справочники по оргструктуре компаний, где используется продукт


Гибкость ведения журналов документов


+ для каждого документа заводится «архивная папка» (аналог журнала)

+ ведение и регистрация описи документов в папке

+ распечатка актов приема-передачи документов из папки

+ наличие карточки для архивной папки

+ настройка списка журналов (категории документов по номенкулатуре)


Качество поддержки регистрации основных типов делопроизводственных документов


+ входящие/исходящие полнофункуиональны

+ поддержка справочника типовых с одержаний документа

+ простановка резолюций на документе

+ регистрация создаваемых документов

+ для исходящих отчет об отправке документа

+ фиксация даты ожидаемого ответа для исходящих

+ удаление ошибочно зарегистрированного документа

+ поддержка средств генерации заявок на формирования исходящих (заявка на доставку)


Возможности ведения «дел» и архивов


+ для документов можно формировать «подшивку» (аналог дел)

+ справочник по видам деятельности

- справочник номенкулатыры дел

- выбор название дел по номенкулатуре

- иерархичность папок

- типовая номенклатура для отраслей


Организация хранилища


Все документы хранятся в СУБД

Оптимизация хранилища не доступна


Управление документами и связями


*как таковое хранилище реализуется продуктом ИИС и позволяет хранить как структурированные по полям документы, так и не структурированные

+ отслеживаются произвольные связи между документами, они указываются в РКК; фиксируется тип связи

+ поддержка средств поиска документов при установлении связей

+ учет статуса документа

+ учет местоположения документа в организации

+ наложение резолюций на документы

+ управление копиями документа и слежения за их движением

+ категории документа

+ поддержка бумажных и электронных документов (хранящихся в ИСС)


Поисковые возможности


+ поиск по реквизитам

-+ полнотекстовый поиск через ИСС


Сканирование


- нет возможности вызова сканера

+- сканированные образы могут храниться в ИСС


Внесение документов, создание на базе шаблонов


+ в ИСС. Можно создавать документ на базе заполняемых экранных форм

+ Внесение в систему готовых документов


Полнота использования возможностей E-mail


- не используется нигде, только как дополнительный шлюз к входящим/исходящим


Взаимодействие по факсу


- автоматического взаимодействия нет

+ для исходящих документов фиксировать попытки ручной отсылки и сбоев отсылки факса


Сценарии и особенности выдачи поручений


+ формирование списка поручений при простановке в карточке документа выданных резолюций (постановка на контроль), причем выбор типа поручения по резолюциям

+ создание копий документа для исполнителей

+ индивидуальные поручения каждому в списке

+ простановка резолюции силами помощника руководителя (по справочнику помощника)

- этапы выполнения поручения

- только абсолютные даты исполнения поручений

- нет промежуточных контрольных точек исполнения поручения

- документ допускает изменение (редактирование) выданной резолюции без фиксации факта ее изменения

- временная передача исполнения поручений (исполняются подразделениями)

- перепоручение исполнения поручения по инстанции вниз


Уведомления, напоминания и контроль исполнения поручений


+ список поручений пользователя

+ список входящих документов на обработку

+ список документов в работе

+ отчеты о поручениях (статус исполнения, исполненные -- включая статистику об исполнении с задержкой)

- сложные контуры перепоручения, отзыва и замещения сотрудников

- систематизация контрольной картотеки слабая;

- нет промежуточных контрольных точек поручений;

+- поручение снимается с контроля руководителем или помощником, но не секретарем

- исполненный документ не блокируется никогда

- интеграции с почтовым клиентом нет

- поручения можно исполнить или нет, нельзя отправить на переделку


Регистрация состояния документа


+ да, полностью


Простые маршруты (листы согласования)


- нет


Workflow-подобная обработка документа


+ маршруты документов, заданные в справочнике


  • список «ожидаемых» к приему документов



  • кнопка «принять документ»



  • кнопка «отправить документ по маршруту»



  • список документа на рабочем месте сотрудника




+ изменение статуса документа пользователем

+ возможность передачи документа «в подразделение», с получением его сотрудником у секретаря

- возможность настраивать детали шаблонного маршрута пользователем через экранные формы

+ просмотр (контроль) трассы движения документа

- редактор маршрутов


Использование механизма ролей и специализированных АРМ


+ использование «подразделений» как субъектов документооборота

- использование должностей как субъектов документооборота

- выделенные АРМ


Полнота использования сведений о штатной оргструктуре в системе


+- есть справочник оргструктуры,


Возможности протоколирования и генерации отчетов


+ все действия пользователей протоколируются, есть возможность просмотра этих действий за заданный интервал

+ возможность распечатки отчетов, журналов

+ предопределенные отчеты (кол-во принятых документов, кол-во отправленных, кол-во переданных в подшивку и пр.)

+ выбор параметров отчетов


Проектные площадки


- нет


Функции ECM


- остальных нет


Безопасность


+ гриф ограничения доступа (секретности_ документа

+ контроль доступа к документам

+ ЭЦП «Верба»

+ для сотрудника можно определить может ли он регистрировать входящие/исходящие

+ контроль доступа к функция системы на базе механизма по уровня доступа, определяемых по принадлежности к группам. Сотрудник может принадлежать нескольким группам. Управление группами осуществляется средствами Windows NT. Администратором системы указывает в справочнике доступа, какие пункты меню должны быть убраны или оставлены для данной группы.

+- ролевой доступ на базе групп и маршрутизации документов через субъекты-подразделения


Рабочие места (клиентские компоненты) системы


+ толстый клиент

- Web-клиент


Интеграция холдинга, репликация данных


- нет, центральный офис, связь с филиалами через входящие-исходящие

+- в системе есть справочник оргструктур всех фирм (контрагентов), развернувших систему


Архитектура, технологическая основа и ее ограничения


* клинет-серверная система

+ использование списков групп Windows NT

+- для хранения картотеки, маршрутов, справочников используется СУБД OpenIngres

+ для хранилища (ИСС) используется Microsoft SQL Server

+ нет ограничений на размер базы документов


Открытость системы и средства интеграции


+ Имеется для обращения API к системе

- поддержки Web-сервисов, XML и других стандартных технологий

- нет поддержки интеграции с R/3


Лицензионная политика


//


Свойства поставщика


поставщик для одного клиента


Производительность и надежность


высокая


Оценки сложности внедрения


система имеет крен в сторону финансового предприятия, с деперсонифицированными механизмами workflow, которые трубно перестраивать



Анализ референтных внедрений


Единственным референтным внедрением является применение системы в "Центральном Московском Депозитарии". Решение развивается начиная с 1996 года и охватывает филиальную сеть из 30 филиалов. Эта же технология обеспечивает взаимодействие с 200 клиентами группы.

На базе ИСС в ЦМД создано отраслевое решение для участников рынка ценных бумаг, в первую очередь, для регистраторов и эмитентов ценных бумаг, классифицированы и формализованы наиболее важные сведения о клиентах компании -- эмитентах и договорных отношениях с ними. За счет внедрения системы достигнута экономия рабочего времени на поиск информации и принятие решения, а также за счет автоматизированной обработки данных. Решены вопросы автоматизированной подготовки типовых документов: договоров, счетов, счетов-фактур, актов выполнения работ с помощью специализированной программы печати документов, использующей функции сервера приложений ИСС для формирования документов.


Профиль производителя (профиль производителя, партнеры)


ЦМД-Софт, по всей видимости, является компанией для одного клиента -- ее родительского предприятия "Центральном Московском Депозитарии". Это обуславливает ее стабильность, но и некоторую однобокость решения


Выводы


Несмотря на ряд довольно интересных решений и довольно развитого для российских систем функционала в области ДО, DocOffice имеет недостатки, обусловленные ориентацией на одного клиента конкретной отрасли:


  • слишком высокая жесткость процессов, обусловленная требованиями финансового сектора;

  • отсутствие Web-клиента, вся работа сконцентрирована только в толстом клиенте;

  • неразвитость необходимых делопроизводственных контуров;

  • пренебрежение к вопросам использования E-mail,исключительная ориентация на работу пользователя только с интерфейсом системы;

  • нестандартное наименование и недостаточная функциональность некоторых делопроизводственных компонент («дел» и «номенкулатур дел»);

  • отсутствие нужных функций, таких, как проектные площадки и т.п.;

  • неразвитость функций поддержки многоструктурности холдинга.